Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси

История

Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси

Цели урока

  • узнаем о древнем Киеве и древнем Новгороде
  • узнаем о школах, просвещении и летописях Древней Руси


Подумайте, как образовывались города на Руси.


Большинство крестьянских поселений были окружены рвами, частоколом и бревенчатыми стенами.  Все это служило защитой от вражеских нападений. Некоторые  поселения разрастались становились целыми городами.

Рис. 1. Деревянный кремль Рис. 1. Деревянный кремль

Центр древнерусского города был укреплён и назывался кремлём. На территории кремля находились главная городская церковь, дворец князя, дома бояр и других знатных людей. Стены кремля поначалу были деревянными, только очень богатые города могли позволить себе строительство каменного кремля.

Рис. 2. Каменный кремль Рис. 2. Каменный кремль

Часть города, располагавшаяся за стенами кремля, называлась посадом. Здесь жили ремесленники, торговцы и другие незнатные горожане. В случае нападения врагов жители посада бросали свои дома и бежали спасаться за стенами кремля. Самые крупные и богатые города — такие как Киев и Новгород — могли позволить себе строительство внешней стены, защищающей посад.


Какие города на Руси были самыми крупными?


Древний Киев

 

Рис. 3. Схема древнего Киева Рис. 3. Схема древнего Киева

Самым красивым и богатым городом на Руси по праву считалась ее столица -  город Киев . Во время правления  князя Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) Киев стал считаться одним из крупнейших городов Европы.

 

Одним из крупнейших соборов того времени был Софийский собор, построенный по образцу одноименного собора Константинополя.  Этот храм сохранился до нашего времени, но сейчас он выглядит совсем иначе, а не как при Ярославе Мудром.

Рис. 4. Софийский собор в древности и Софийский собор нашего времени Рис. 4. Софийский собор в древности и Софийский собор нашего времени

Еще одной грандиозной и знаменитой постройкой при Ярославе Мудром стали главные ворота города, получившие название Золотые ворота, построенные так же по образцу из города Константинополя.

 

Рис. 5. Золотые ворота Рис. 5. Золотые ворота

В XII веке государство Русь распалось на несколько княжеств. Княжества вели между собой войны, и Киев перестал быть главным городом. В ходе войн между княжествами Киеву не раз пришлось пережить разгром и нападения. Но самое крупное разорение  Киеву нанесли татаро-монголы в XIII.

 

Древний Новгород

Рис. 6. Схема древнего Новгорода Рис. 6. Схема древнего Новгорода

Вторым по значимости городом Руси был Великий Новгород. Располагался он на севере государства на берегах реки Волхов.

Рис. 7. Софийский собор Рис. 7. Софийский собор

Главным собором Новгорода, как и в Киеве, был Софийский собор или Собор Святой Софии. В честь Святой Софии вся левобережная часть Новгорода была названа Софийской, а правобережная сторона - торговой, т.к. тут располагалась главная торговая площадь. 

 

Одновременно со Святой Софией в Новгороде был построен первый деревянный кремль. Позже его отстроили заново, из камня. Один из вариантов кремля можно увидеть и сегодня в Новгороде.

Когда Русь распалась, жителям Новгорода не понравился их князь, они восстали и выгнали его из города. С тех пор в городе было организовано управление - вече.

 

Вече — это сбор всех жителей города. Оно созывалось на Торговой стороне напротив Святой Софии по звуку специального колокола. Из знатных бояр вече избирало тех, кто должен был управлять городом, — такие люди назывались посадниками . Так как совсем обойтись без князя было нельзя — городу нужны были военачальники — новгородцы приглашали князей из других русских земель. Князь только командовал войском и не имел права вмешиваться в управление Новгородом, в противном случае его изгоняли и приглашали нового князя.

 

Новгород находился на оживленном торговом пути, активно вел торговлю. Город был знаменит своими ремесленниками, ювелирами, кожевниками. Изделия новгородских ремесленником пользовались большим спросом у иностранных покупателей. Часто новгородцы-торговцы сами отправляли корабли с товаром за границу. В Новгороде людей, занимающихся торговлей, в то время было больше, чем в других русских городах.

 

Рис. 8. Ярмарка Рис. 8. Ярмарка


Знаете ли вы…

Для ведения торговых дел нужно быть грамотным человеком, из-за это грамота в Великом Новгороде была очень распространена. Об этом свидетельствуют находки археологов - берестяные грамоты . Берестяные грамоты - это записи на бересте (березовой коре). Буквы на бересте выцарапывали специальной заострённой палочкой — писалом. Археологи обнаружили в Новгороде более тысячи берестяных грамот. Самой известной из этих находок стали учебные прописи некоего мальчика по имени Онфим, жившего в XIII веке. Онфим не только писал на бересте буквы и целые предложения, но и рисовал забавные рисунки. 


Кто такие Кирилл и Мефодий в истории русского государства? 


В XI веке жили в Византии два брата - ученые монахи Кирилл (Константин) и Мефодий. Император Византии поручил им отправиться к славянам и ближе познакомить их с христианской верой. Для этого нужно было перевести Священное писание на славянский язык. А как это сделать, если у славян нет письменности?

Рис. 9. Святые Кирилл и Мефодий Рис. 9. Святые Кирилл и Мефодий

Решить эту проблему взялся Константин, который славился своим знанием иностранных языков. Константин создал славянскую азбуку и назвал ее “глаголицей” от слова глаголить - говорить. С помощью глаголицы Константин и Мефодий перевели на славянский язык Евангелие (это книга, рассказывающая о жизни Иисуса Христа) и другие священные писания.

 

Перед смертью Константин принял схиму (особенно строгий монашеский обет). В честь этого он поменял своё имя и стал зваться Кириллом. Его ученики на основе глаголицы создали новый алфавит, ещё более удобный для записи славянских языков. В память о создателе первой славянской письменности этот алфавит был назван кириллицей. Со временем кириллица стала алфавитом многих славянских языков, в том числе и русского.


Что такое летопись? Какие были книги на Руси?


После крещения Руси в 988 году  на Руси стали открывать школы, где приглашенные ученые монахи из Византии обучали детей грамоте. Вскоре грамотность получила широкое распространение на Руси. Монахи стали создавать  летописи . Летопись - это запись о важнейших событиях. Велись летописи по годам (из лета в лето). Самая известная летопись - «Повесть временных лет». Ученые считают, что её написал в начале ХII века Нестор. Он рассказывает о восточнославянских племенах, нашествиях кочевников, первых русских князьях. В XI веке появились и первые рукописные книги .

 

Страница книги изготавливали из пергамента - выделанной телячьей кожи. Писали на пергаменте заостренными палочками, чаще всего заостренное гусиное перо макали в чернила.

 

Книги были украшены различными орнаментами и рисунками.  Для создания рисунков использовались чаще всего две краски: киноварь - темно-красная краска и охра - темно-желтая. Первая буква каждого абзаца была большая и украшенная орнаментом и рисунком. Отсюда и пошло выражение “красная строка”.

Переплеты изготавливали из досок, которые обтягивали кожей или тканью. К ним прикрепляли ремешки и застёжки. Иногда переплеты книг украшали драгоценными камнями или делали золотые вставки. Такие книги стоили очень дорого, хотя и книги без украшений были не дешевыми. Ведь над книгами трудились много разных мастеров: изготовители пергамента, писцы, художники, переплетчики. Рукописные книги могли себе позволить только богатые люди. Большинство книг хранились в библиотека при монастырях и церквях.


Соедините слово и его значение.


Придумайте рассказ от имени жителя Великого Новгорода на тему “Один день из жизни города”. Расскажите его друзьям или родителям.


Нарисуйте на странице древнерусской книги букву. Вспомните, как оформляется первая буква абзаца.

Букву “О” - если вам было нетрудно, тему уроку вы поняли.

Букву  “Х” - если вам было нелегко, но вы вполне поняли тему урока.

Букву “С” - если вам было трудно на уроке, и вы не поняли тему урока.

 

 

Государство Русь

История
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История