Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Литературные сказки

Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением В.Ф. Одоевского
  • вспомним понятие “литературная сказка”
  • дадим характеристику героям сказки
  • понаблюдаем, как в форме сказки писатель знакомит
    читателя с реальным сложным устройством музыкальной шкатулки
  • выявим, чему учит автор

Словарь

Табакерка — небольшая коробочка с крышкой. Внешне похожа на шкатулку прямоугольной формы. Используется для хранения табака.

Пестренькая — разноцветная, покрытая мелкими узорами.

Счесть нельзя — очень много.

Уверился — убедился.

Померкли — стали менее заметными, потеряли яркость очертаний.

Затеплилась звёздочка — засветилась, зажглась, появилась звездочка.

Право — здесь: действительно, в самом деле.

Извольте — здесь: если хотите, если желаете.

С сими словами — с этими словами, говоря эти слова.

Учтиво — вежливо, почтительно, с уважением.

Свод — здесь: полукруглая крышка табакерки.

Камин — разновидность печи, используется для обогрева помещения.

Опамятоваться — прийти в себя.

 


Владимир Федорович Одоевский  (1804 – 1869) – русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания. Будучи представителем старинного знатного рода, сделал очень много для простого народа, закрепив за собой славу филантропа (человек, занимающийся благотворительностью).


Интересные факты из жизни писателя

 

Рис. 1. А. Покровский “Портрет В.Ф. Одоевского”. Рис. 1. А. Покровский “Портрет В.Ф. Одоевского”.

  • Лишившись родителей в раннем детстве, он стал последним представителем древнего княжеского рода, одной из старших ветвей Рюриковичей. Сам Владимир, впрочем, почти не придавал этому значения.
  • Когда Одоевскому было 20 лет, он с друзьями основал «Кружок любомудрия», члены которого читали немецких философов, обсуждали прочитанные книги и зачитывали собственные сочинения на возвышенные темы.
  • Одоевский был не только чиновником и писателем, но и любителем музыки. Его считают первым в России автором критических статей о музыке и композиторах, а также являлся автором научных трудов, по которым можно узнать всё о развитии российской музыки за 4 десятка лет.


О произведении

 

В 1834 году в свет вышло произведение В.Ф. Одоевского “Городок в табакерке”. Автор стремится к тому, чтобы оно не только заинтересовало читателей художественным замыслом, но и обучило научному материалу в занимательной форме. 

Кто не хотел узнать, что внутри поразившей нас игрушки? Вот и мальчику Мише, главному герою прочитанного произведения, захотелось заглянуть внутрь музыкальной табакерки - узнать, как она устроена.


Вопросы к тексту

 

Можно ли сказать, что жанр прочитанного произведения - сказка? Объясните свой ответ.


Вспомним!

 

Одним из самых ярких признаков сказки считается то, что она описывает волшебные, нереальные события. В сказках часто встречаются превращения, а герои наделены необычными способностями.


Таким образом, можем сделать вывод, что произведение “Городок в табакерке” - познавательная литературная сказка. 

В одном произведении сочетаются научные энциклопедические сведения и волшебство, вымысел, присущий только сказкам. 


Почему Мише захотелось попасть в табакерку? 

Что удивило мальчика, когда он её впервые увидел?

 

Табакерка, которую папа подарил мальчику Мише в сказке "Городок в табакерке" была действительно чудесной. Она была сделана из черепахи, и в ней был чудесный город с башенками, домиками и деревьями. Это был настоящий крошечный мир, и даже солнце и звезды в нем были.

Но не красота табакерки удивила Мишу больше всего. Он поразился, когда заиграла музыка и сперва никак не мог понять, откуда музыка раздается. Он несколько раз прошелся по комнате и только потом понял, что звуки идут из табакерки.

Именно поэтому мальчику Мише очень захотелось попасть внутрь табакерки, чтобы побывать в этом волшебном городе и понять, кто и как издает эти чудесные музыкальные звуки.

“И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям — не из другой ли комнаты? и к часам — не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол… Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке…”.

 


В какой момент читателю становится понятно, что это произведение сказка? Найдите этот момент в тексте.

 

Начало произведения описывает вполне обычные, реальные события: папа принес мальчику музыкальную табакерку. Она выглядит очень необычной, красивой, яркой, но это вполне можно отнести к реальным событиям.

Волшебство начинается тогда, когда к мальчику выходит колокольчик, который приглашает Мишу в гости.

“Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу.”


Как описание внешнего вида и речь помогают узнать жителей городка в табакерке? Приведите примеры.

 

В городке обитали сказочные существа:  мальчик-колокольчики­, валик, пружинка, молоточки. Каждый из жителей делал свою часть работы, и, в итоге, получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры, и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Мальчик-колокольчики в стальных юбках-колоколах все разного размера. Они веселые, бегают и звенят на разные голоса.

“...мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке…”

Молоточки напротив длинные, с носами и ножкой, они стучат по колокольчикам, говорят коротко и сердито - “тук-тук”.

“...по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках, с предлинными носами и шептали между собою: “Тук-тук-тук!”...”

За ними присматривает надзиратель Валик, который лежит в халате, а халат утыкан шпильками. Этими шпильками Валик управляет молоточками. Говорит он быстро - “шуры-муры”.

“...в самом деле лежит на диване, в халате и с боку на бок переворачивается, только всё лицом кверху. А по халату-то у него шпильки, крючочки видимо-невидимо; только что попадётся ему молоток, он его крючком сперва зацепит, потом спустит, а молоточек-то и стукнет по колокольчику.”

Правит всеми царевна Пружинка, маленькая и гибкая как змейка, которая живет в шатре. Она говорит зиц-зиц и знает все об устройстве городка.

“...золотой шатёр с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает.

 


Что узнал Миша во время путешествия по городу Динь-Динь? А что нового узнали для себя вы?

 

За время своего путешествия в Городок в табакерке мальчик Миша действительно многое понял и вспомнил то, что уже знал:

  • предметы на переднем плане кажутся нам больше, чем предметы на заднем плане. Мише уже говорила мама, когда он учился рисовать;
  • у колокольчика побольше голос низкий, а у колокольчика поменьше — высокий;
  • нужно учиться, чтобы больше знать, и что больше знать очень интересно;
  • все детали в механизме взаимосвязаны, сломается одна - перестанет работать весь механизм;
  • вещи нужно беречь. Наверняка Миша слышал это много раз от родителей, но тут осознал это на собственном примере.


Какой главный для себя вывод вы сделали, прочитав произведение?

 

В сказке затрагивается много тем, как технических и научных, так и нравственных. Для кого-то, основным выводом станет то, что нужно бережно относиться к своим вещам. А кто - то выделит для себя основной мыслью то, что все в нашем мире непросто устроено, у всего есть свои механизмы, детали. Чтобы в этом разобраться, необходимо быть любознательным и прилежно учиться.


Каким описан мальчик Миша в произведении Одоевского? 

Охарактеризуйте его.

 

_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________


Найди соответствия. Соедини слова с их значениями.

 

 

Авось                                            очень вежливо

 

Учтиво                                          дугообразное перекрытие

 

Досадно                                       может быть

 

Счесть нельзя                              окрашенная в несколько цветов

 

Свод                                             сосчитать нельзя

 

Пестренькая                                 обидно


Пронумеруйте иллюстрации (иллюстратор К. Штанко) в нужной последовательности. 

Составьте план пересказа сказки, воспользовавшись иллюстрациями. 

Перескажите произведение по плану родным или учителю от лица Миши.



Изобразите на картинке один из объектов:

 

солнце (если на уроке все получилось, настроение    после урока бодрое и веселое),

 

тучу (если было интересно, но не смог справиться с заданиями или было сложно усвоить информацию),

 

тучу с дождем (если урок показался трудным или скучным).

 

 


И. С. Никитин «Русь». Образ привольной Руси в произведениях автора. С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому

Произведения о Родине
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество

    История