Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: К. Булычев «Путешествие Алисы»

Фантастика

К. Булычев «Путешествие Алисы»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением «Путешествие Алисы»
  • продолжим учиться анализировать текст
  • подготовимся к пересказу

Словарь

Ложбина – неглубокий овраг.

Кают-компания - общее помещение для обеда, совместного отдыха или офицерского собрания на корабле.

Трюм - пространство между днищем корабля и расположенной над ним палубой, которую называют платформой.

 


Об авторе

 

Кир Булычев (настоящее имя писателя Игорь Всеволодович Можейко.) – писатель-фантаст, сценарист, режиссер, литературовед. Прославился после серии рассказов о девочке по имени Алиса Селезнева. Настоящая популярность пришла к писателю после выхода на экраны картины «Гостья из будущего».


О произведении

 

«Путешествие Алисы» – одна из самых популярных повестей Кира Булычева из серии книг о девочке из будущего. Это произведение переводилось на разные языки, по его мотивам был создан мультфильм, компьютерная игра и даже комикс. В книге описывается космическая экспедиция профессора Селезнева с командой для поиска редких инопланетных животных. Капитан Полосков, бортмеханик Зеленый и Алиса со своим отцом исследуют самые разные планеты, находят невиданных на Земле зверей и растения, а также сражаются с самыми настоящими космическими пиратами. 


Это интересно!

 

Дочь Кира Булычева зовут Алиса. Именно она стала прототипом главной героини литературных произведений — рассказов, повестей и романов. Прототипом ее отца, космобиолога доктора Игоря Селезнева, стал, как легко догадаться, сам писатель. Читатели очень долгое время не имели представления кто скрывается за этим псевдонимом. Только в 1982 году покров тайны с настоящего имени Кира Булычева был сорван, поскольку писателю вручили Государственную премию СССР.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте о «Путешествии Алисы» К. Булычева. О каком путешествии Алисы идет речь в рассказе? В чем фантастичность этого путешествия?

 

В этой главе описано космическое путешествие на пустынный спутник за необычными, поющими кустиками.

Фантастичность этого в том, что люди пока не летают к другим планетам и не находят на них жизнь.


От чьего имени ведется рассказ? Что вы думаете об рассказчике?

 

Рассказчик - папа Алисы. Он, говоря о себе, использует местоимение Я. Алиса кричит ему: "Папа! Ты только посмотри!".

 

Рассказчик - биолог, он изучает внеземную жизнь. Это смелый и добрый человек. Он не хотел вредить кустикам, даже когда думал, что они нападают на него.

 

Рассказчик очень любит свою дочь и хотел защитить её от опасности, может быть даже ценой своей жизни. Он очень хороший человек. 


Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните.

 

Взрослые перепугались. Они думали, что кустики нападают на них. Зелёный так вообще побежал за огнемётом, чтобы спалить кустики. Папа Алисы пытался их запереть. И только Алиса хотела помочь кустикам.

 

Когда всё выяснилось, герои стали относиться к кустикам как к растениям, пусть и необычным. А свой испуг вспоминали, со смехом. 


Какой была Алиса? Опишите её.

 

Алиса была находчивой, ведь она первая сообразила, что кустики хотят пить.

Алиса была доброй и отзывчивой, ведь она бросилась помогать кустикам не зная, могут те быть опасными или нет.

А ещё она напоила маленький кустик компотом и постоянно его жалела. Эти строки окончательно убеждают читателя в её доброте и отзывчивости.


Прочитайте выделенные слова. Какой прием использует автор? Как ему в этом помогает сравнение?

 

«…В дверном проёме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики  вылезли из полного песку ящика и, тяжело  переступая  на коротких уродливых корнях,  двигались  на нас. Они  шли  полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрывались, и среди листьев горели,  словно зловещие глаза , розовые цветы…»

 

Этот приём называется олицетворение. Автор описывает неживые кустики, как живое существо.

Сравнение цветов с глазами помогает ему создать образ живого существа. Возникает образ страшного, опасного чудовища.


Разделите текст на части в соответствии с планом ниже.

 

     План:

  1. Находка кустиков.
  2. Неожиданное пение.
  3. Алиса в трюме с Зелёным.
  4. Поспешное отступление.
  5. Лейка с водой.
  6. Умиротворение.
  7. Малыш и компот.


Перескажите текст от лица Алисы своим родителям, друзьям, учителю, при необходимости воспользуйтесь планом. Поинтересуйтесь, что в вашем пересказе им понравилось, а на что следует обратить внимание в следующий раз.



Оцените свою работу на уроке. Поставьте метки в сектора мишени в соответствии с вашей оценкой результатов по итогу урока.

 


Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Фантастика
  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История