Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: А. В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске..». Песня защитников Братской крепости. Работа над проектом

Произведения о Родине

А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» Песня защитников Брестской крепости

 

Цели урока

  • познакомимся со стихотворением А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...»
  • познакомимся с песней защитников Брестской крепости
  • продолжим развивать навык выразительного чтения

Словарь

Жнивье - остатки (нижняя часть) стеблей злаков (зерновых культур) после уборки урожая.

Буг - река в Восточной Европе.

 


О произведении

 

Жигулин Анатолий Владимирович (1930-2000) – русский литератор, прозаик и поэт, Человек с трудной судьбой, познавший в сталинский период правления весь ужас исправительно-трудовых лагерей, что стало основой тематики его литературного творчества. Свое стихотворение «О, Родина! В неярком блеске...» поэт написал 1967 г., в годы возвращения после долгих скитаний в родные края из ссылки.В своем стихотворении поэт показывает всю силу своей любви к Родине, причем использует для этого описание природы, всего того, что напоминает ему Родину и признается, что один только вид этих родных мест рождает в нем трепетное чувство. 

 

Также сегодня на уроке мы познакомимся с песней защитников Брестской крепости, и также перенесемся в годы Великой Отечественной Войны.


Это интересно!

 

А вы знали, что строки из песни защитников Брестской крепости были написаны кровью на клочке бумаги. Песня была заложена в гильзу и найдена через 20 лет при раскопках на территории крепости. Внизу была подпись: Федор Гермоненко.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение А. Жигулина. О чем это стихотворение?

 

                 * * *
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои просёлки, перелески —
Всё, что без памяти люблю.

И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали́ пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…

Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё.
В тебе одной — и утешенье
И исцеление моё.

 

Это стихотворение описывает Родину такой, какой она видится автору. В нем поэт признается, что трепетно любит Родину, любит без всяких высоких слов - такой какой она есть. И самое сильное чувство в поэте вызывает знакомый с детства пейзаж, который и ассоциируется у поэта с Родиной.

 

В последних строках стихотворения Анатолий Жигулин говорит о том, что родные места могут вылечить все что угодно, заставят забыть обиды. 


Как вы думаете, какие чувства испытывает автор?

 

Автор испытывает огромную любовь и нежность к своей Родине. Он пишет, что в ней его "утешение и исцеление", а значит именно о Родине он вспоминает в первую очередь в трудные минуты жизни.


Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? Почему автор использует такое сравнение?

 

Поэт сравнивает обиды и прощенья со старым жнивьем, с соломой, которая сгорает в один миг. Ведь ничто не важно, если у человека есть Родина, есть родной дом, где его всегда любят и ждут.

 

Именно это является для поэта главным - чувство Родины, которая всегда с ним.


Какие средства художественной выразительности использует автор в своем стихотворении?

 

Эпитеты : неярком блеске, взором трепетным, рощи белоствольной, синий дым, дали пустой, ржавый крест, низкий холмик.

Метафоры : взором ловлю, шорох рощи, сгорят обиды.

Сравнения : сгорят как жнивье.


Прочитайте текст песни защитников Брестской крепости. О чем эта песня?

 

                         * * *
Разбитая Крепость над Бугом стоит,
В ней камни, омытые кровью.
Но мы не сдаёмся, стоим как гранит!
Под стать легендарным героям.

Расскажут лишь камни об этих боях,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За родину жизнь отдавали.

Прощайте товарищи, Родина-мать,
Прощайте, друзья и невесты...
Мы с верой в Победу идем умирать
В последнем сражении под Брестом.

 

В тексте песни говорится о том, как отважно сражались люди за свою Родину в годы Великой Отечественной Войны. Как в последней битве под Брестом люди стояли на смерть во имя своей Родины, защищая её.


Как вы думаете, какие факты и строки из песни могут больше всего поразить читателей?

 

Читателей могут поразить строки, в которых говориться о мужестве солдат, их любви к родине, их отношении к делу, и мужеству: «Но мы не сдаёмся, стоим как гранит!», «Здесь русский, бурят, армянин и казах за родину жизнь отдавали.»,«Мы с верой в Победу идем умирать в последнем сражении под Брестом».


Подготовьте выразительное чтение произведений. Прочитайте их с выражением своим родителям, друзьям, учителю. Поинтересуйтесь, что им понравилось в вашем чтении, а на что стоит обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик, который вам подходит: зелёный - вы довольны своей работой на уроке, желтый - на уроке вы работали неплохо, красный - на уроке вам было трудно.

 


 

 

И. С. Никитин «Русь». Образ привольной Руси в произведениях автора. С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому

Произведения о Родине
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История