Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации.

Синтаксис и пунктуация

Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации

Цели урока

  • обобщим знания о предложении
  • изучим виды предложений по цели высказывания и по интонации


Вспомните, что такое предложение? 

Составьте из предложенных слов предложение.

 

Давно, жёлтые, сбросили, деревья, листья.


Предложение  — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.

 

В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

 

К примеру, возьмем предложение: «Осень наступила».

Прочитайте, выделяя голосом сначала слово осень, а затем наступила.

Осень наступила.

Осень наступила .

 

В первом случае, выделяя слово «осень», мы показываем, что наступила именно осень, а не другое время года.

Выделяя голосом «наступила», мы показываем, что осень уже пришла.


Рассмотрите рисунки. Прочитайте подписи к ним. Что общего и различного имеется в этих записях?

 

Немедленно отойди от дороги!

Девочка танцует.

Нам на завтра что-то задавали?


В зависимости от цели высказывания выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные — это предложения, которые содержат некое сообщение, информацию для собеседника.

Вопросительные — это предложения, которые содержат в себе вопрос. С помощью таких предложений мы спрашиваем что-то у собеседника.

Побудительные — это предложения, которые побуждают к действию. С помощью таких предложений мы просим, приказываем, призываем к действию.


Прочитайте предложения. Что общего и различного заметили в них?

 

Мне подарили котёнка!

Мне подарили котёнка.


С помощью предложений мы не только повествуем, спрашиваем или побуждаем, но и выражаем свои чувства, эмоции: 

радость, грусть, досаду и т. д.

Эмоционально окрашенные предложения называются восклицательными .

В конце таких предложений ставится восклицательный знак .

Восклицательными могут быть разными по цели высказывания предложения: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные.

 

 1. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И. С. Тургенев)

— предложение по цели высказывания повествовательное , по эмоциональной окраске — восклицательное .

 

2. «Доколе матери тужить?!

Доколе коршуну кружить?!» (А. Блок)

— предложения по цели высказывания вопросительные , по эмоциональной окраске — восклицательные .

 

3. «Пешеход морщинистый,

Не любуйся парусом!» (М. Цветаева)

— предложение по цели высказывания побудительное , по эмоциональной окраске — восклицательное .


Если высказывание произносится спокойно, без особой эмоциональной нагрузки в его конце, это невосклицательное предложение.

Предложение, в котором не выражено чувство, называется невосклицательным .

 

Поздно ночью пошёл сильный дождь. Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, деловито журчал в водосточных трубах (Л. Лагин).



Упражнение 1

 

Поставьте в конце предложения правильный знак и определите, побудительным, вопросительным или повествовательным оно является.

 

Будьте осторожны на воде 

 

Отчего ты, себя не жалея, с непокрытой идёшь головой

 

Листья клена разрумянились


Упражнение 2

 

Прочитайте предложения. Определите типы предложений.

 

Просыпайтесь скорее.

 

По цели высказывания: _______________________________.

По интонации: _________________________________________.

 

Пестрый ковер листьев шуршал под ногами.

По цели высказывания: _______________________________.

По интонации: _________________________________________.

 

Почему же не идёт дождь?

По цели высказывания: _______________________________.

По интонации: _________________________________________.


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.

 

  • Я считаю, что работал(работала) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен(довольна) / недоволен (недовольна).
  • За урок я устал(устала) / не устала (не устал).
  • Материал для меня был понятен / скучен / бесполезен / интересен / непонятен.

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение:

 


Ответы

Упражнение 1

 

Будьте осторожны на воде! (побудительное)

Отчего ты, себя не жалея, с непокрытой идёшь головой? (вопросительное)

Листья клена разрумянились. (повествовательное)

 

Упражнение 2

 

Просыпайтесь скорее.

 

По цели высказывания: побудительное.

По интонации: невосклицательное.

 

Пестрый ковер листьев шуршал под ногами.

По цели высказывания: повествовательное.

По интонации: невосклицательное.

 

Почему же не идёт дождь?

По цели высказывания: вопросительное.

По интонации: невосклицательное.


 

 

 

 

 

 

Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам

Морфология
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество

    История