Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Деление с остатком вида 17:3. Деление с остатком разными способами. Проверка деления с остатком.

Умножение и деление

Деление с остатком вида 17:3. Деление с остатком разными способами. Проверка деления с остатком

Цели урока

  • научимся делить с остатком
  • будем записывать деление разными способами
  • научимся проверять деление с остатком
  • узнаем, как делить меньшее на большее


Как называются компоненты деления? Есть ли еще при делении компонент? Как разделить поровну 17 шариков между 3 друзьями?

 


Деление с остатком

 

Деление содержит не три, а четыре компонента. 

 

Первый — делимое, второй — делитель, третий — частное, четвертый — остаток. Остаток — это компонент деления, часть, которая осталась после деления, разгруппировки предметов. Когда делят, например, 12 на 3, то группировка происходит ровно: в 12 3 уложится 4 раза. Ничего не останется. В таком случае остаток равен нулю. Но бывает, что при делении делитель в делимом ровно не укладывается. Тогда остаток записывают в скобках рядом с частным.

 

Записывать деление можно двумя способами: 1) в строчку, 2) уголком.

 


Ученик выполнил деление с остатком так: 17 : 3 = 4 (ост. 5). Как вы думаете, верно ли выполнено деление? Сравните остаток и делитель? Можно ли еще уместить по 3? 


Остаток и делитель

 

Как видно, в 5 еще раз может уместиться 3, поэтому деление выполнено неверно. При делении важно разгруппировать максимальное количество предметов. Таким образом, получаем правило.

 

Остаток всегда меньше делителя.

 

Алгоритм деления с остатком

  1. Ответьте на вопрос: “Сколько раз в делимом уместится делитель?”. Это будет частное.
  2. Умножьте это число на делитель. Если произведение больше делимого, то частное нашли неверно. Подбираем другое число.
  3. Вычтите из делимого произведение. Это будет остаток.
  4. Сравните делитель и остаток. Остаток должен быть меньше.
  5. Если остаток больше, то частное нашли неверно. В этом случае используем метод подбора.

17 : 3 = 5 (сот. 2), 2 < 3


Упражнение 1

 

Вычисли выражения с остатком с помощью рисунка, запиши в тетрадь равенства в строчку.

 

11 : 3                   12 : 5

13 : 2                   14 : 3


Упражнение 2

 

Вычисли выражения в тетради с помощью записи в столбик.

 


Упражнение 3

 

Соедини выражения из левого столбика с результатами из правого. 

 

                          38 : 5                          

8 (ост. 1) 

15 : 7

6 (ост. 1)

26 : 3

7 (ост. 3)

49 : 8 

8 (ост. 2) 

33 : 4

2 (ост. 1) 

 


Как проверить делимое? Как проверить его при делении с остатком?


Проверка деления с остатком

  1. Умножьте частное на делитель.
  2. Прибавьте к произведению остаток.
  3. Делимое и полученное число должны совпадать.

3 ∙ 5 + 2 = 15 + 2 = 17


Как выполнить такое деление: 9 : 12?


Деление меньшего на большее

 

Такое деление выполняется по общему алгоритму.

  1. Сколько раз уместиться в 9 12? Ноль. Значит частное равно нулю.
  2. Если из 9 ничего не забрали, не разгруппировали, то осталось столько, сколько и было: 9.

9 : 12 = 0 (ост. 9)

 

Таким образом, можно вывести общее правило.

 

Если делим меньшее на большее, то получим в частном ноль, а в остатке делимое.


Упражнение 4

 

Найди значения выражений, запиши в тетрадь и выполни проверку.

 

27 : 5                 42 : 9                        25 : 3         

             

83 : 9                 15 : 6                         55 : 9                       


Упражнение 5

 

Попробуй устно определить, результат деления будет с остатком или без? Напротив каждого выражения подпиши — с остатком или без остатка.

 

Выражение

С остатком/без остатка

51 : 6

24 : 2

23 : 7

36 : 4

55 : 8

15 : 8


Упражнение 6

 

Выполни деление.                                                                                                   

 

11 : 17                5 : 7             24 : 71


Раскрась смайлик, который отражает твое отношение к уроку.

 


Ответы

Упражнение 1

 

11 : 3 = 3 (ост. 2)                  12 : 5 = 2 (ост. 2)

 

13 : 2 = 6 (ост. 1)                  14 : 3 = 4 (ост. 2)

 

 

Упражнение 2

 

 

 

Упражнение 3

 

 

 

Упражнение 4

 

27 : 5 = 5 (ост. 2)              42 : 9 = 4 (ост. 6)                    25 : 3 = 8 (ост. 1)

5 • 5 + 2 = 27                     4 • 9 + 6 = 42                           8 • 3 + 1 = 25 

         

             

83 : 9 = 9 (ост. 2)              15 : 6 = 2 (ост. 3)                    55 : 9 = 6 (ост. 1)

9 • 9 + 2 = 83                     2 • 6 + 3 = 15                           6 • 9 + 1 = 55

 

 

Упражнение 5

 

Выражение

С остатком/без остатка

51 : 6

с остатком

24 : 2

без остатка

23 : 7

с остатком

36 : 4

без остатка

55 : 8

с остатком

15 : 8

с остатком

 

 

Упражнение 6

 

11 : 17 = 0 (ост. 11)

5 : 7 = 0 (ост. 5)

24 : 71  = 0 (ост. 24) 


Виды треугольников.

Планиметрия
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История