Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

 

Цели урока

  • познакомимся с авторской сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
  • продолжим учиться определять тему, основную мысль, содержание произведения, давать характеристику героям, сравнивать их поступки

Словарь

Рукодельница - мастерица.

Горемычная - та, что мыкала горе, несчастная.

Затейница - выдумщица.

Созрелые - зрелые, поспевшие.

Питалися - питались.

Обмывалися - обмывались.

Студенец - колодец.

Почивать - заснуть, спать.

Дивовалась - удивлялась.

Повычини - почини.

Себя трудить  - мучить себя трудом.

Скатертцы - скатерть.

Совесть не зазрит - совесть не измучает.

Рубить платки - подшивать платки.

Горница - парадная половина крестьянской избы.

Исстари - издавна.

Окостенели - замерзли, онемели.

Стряпня - еда.

Понадулась - обиделась.

 


О произведении

 

Сказка «Мороз Иванович» впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского «Сказки дедушки Иринея» в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». В своей сказке автор рассказывает историю о двух девочках - Рукодельнице и Ленивице, которые по очереди попадали к Морозу Ивановичу на службу,  где по разному  себя проявляли, и каждая из них получила заслуженное вознаграждение.


Это интересно!

 

В. Ф. Одоевский был не только писателем и мыслителем, но и композитором. Сам он отлично умел играть на фортепиано и органе, причем в его особняке даже был собственный орган, названный им “Себастианом” в честь Иоганна Себастьяна Баха. За свою жизнь В. Ф. Одоевский сочинил вальс и несколько музыкальных пьес, но его музыкальное творчество не получило широкого признания, к тому же опубликовано оно было лишь частично.


Вопросы к тексту

 

Прочитайте сказку “Мороз Иванович”. О чем эта сказка? Назовите главную мысль сказки.

 

Сказка “Мороз Иванович” о двух девочках: Рукодельнице и Ленивице, которые попали на службу к Морозу Ивановичу. Основная мысль произведения заключается в том, что каждый получает то, что заработал. Доброта, усердие и добросовестный труд вознаграждаются, а лень, безделие и нытье приводит только отрицательному результату.


Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и Рукодельница?

 

В сказке "Мороз Иванович" есть волшебные предметы и девочки их встречают, когда попадают в царство "Мороза Ивановича".                                       

 

Это конечно пуховая перина "Мороза Ивановича", под которой лежала молодая зеленая травка, волшебный пирожок и яблонька, которые умеют разговаривать, волшебная обстановка в доме Мороза Ивановича.                  

 

Встреча с волшебными предметами помогают понять характер девочек, так, например волшебные яблочки с пирожком просят помощи, и Рукодельница им помогает, а вот Ленивица отвечает грубо.     

 

А волшебную перину Мороза Ивановича Ленивица просто проигнорировала, а Рукодельница качественно выбила и распушила.


Как автор относится к своим героиням? 

 

Автор сказки очень красноречиво показывает свое отношение к двум девочкам. Над Ленивицей Одоевский посмеивается, относится с укоризной. А вот к Рукодельнице автор относится совсем по-другому, ласково, одобрительно. Он подчеркивает ее душевные качества- трудолюбие и скромность.


Сравните Ленивицу и Рукодельницу из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Впишите в таблицу имена девочек.

 

Имя девочки

_______________

_______________

Образ жизни

В постели долго лежала, потягивалась; просила нянек, чтобы одели; ленилась; мух весь день считала; жаловалась, что ей скучно.

Рано вставала, сама одевалась, не ленилась, печку топила, хлеб пекла, избу мела, за животными ухаживала, ходила за водой на колодец.

Характер

Грубая, невнимательная, неблагодарная.

Трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая.

Награда в конце сказки

Ртуть застывшая, сосулька.

Ведро пятаков.


Вспомните русскую народную сказку "Морозко". Сравните её со сказкой В. Ф. Одоевского. 

   

Если сравнить сказку "Морозко" и «Мороз Иванович", то становится видно, откуда автор черпал свои идеи и вдохновение. Общего в этих сказках много, например, герои: зимний волшебный персонаж, к которому направляются девочки; главные героини - одна лентяйка, другая работящая.

 

Конец сказок тоже похожий - девочки получили разные подарки после своего приключения. 

 

Нового в сказке "Мороз Иванович" много. Эта сказка более современна, а также в ней есть много наставлений для детей, в виде пословиц и обращений. Имена героев говорящие, т. е. раскрывают перед читателем характеры героинь.


Разделите сказку на части и озаглавьте их. Сделайте иллюстрации к каждой части сказки. 

Используя ваши рисунки, кратко перескажите текст вашим родителям, друзьям, учителю. 

Узнайте у своих слушателей, что им понравилось в вашем пересказе, а на что следует обратить внимание в следующий раз.


Оцените свою работу на уроке.

Нарисуйте человечка на той ступеньке, на который вы находитесь после урока.


В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Литературные сказки
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История