Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

Поэтическая тетрадь

Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

 

Цели урока

  • познакомимся с произведением Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”
  • проведём анализ образа Мороза в произведении Н. А. Некрасова «Мороз, красный нос»

Словарь

Воевода - воинский начальник.

Дозор - патруль.

Палица - тяжелая дубинка с утолщенным концом, употреблявшаяся в старину как ударное или метательное оружие.

Гнет - нечто угнетающее, подавляющее рост, развитие.

Обозы - вереница (цепочка) повозок, саней.

Казна - государственное имущество.

Не скудеет - не уменьшается.

 


О произведении

Николай Некрасов в своих творениях часто описывал жизнь людей и рассказывал об их бедном существовании. 

В стихотворениях о природе поэт старался подчеркнуть ее красоту, гармонию и умиротворенность. Чтобы читатели более ярко представляли себе персонажа, Н. Некрасов часто описывал пейзажи и наделял их образами.

Стихотворение «Мороз-воевода» — это не отдельное произведение, а отрывок из поэмы “Мороз, Красны нос” , которая была написана в 1863 году. Автор посвятил эту поэму своей сестре Анне.

 


Это интересно!

 

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы. Он родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. За свою жизнь писатель создал много поэм, стихотворений, написал знаменитое произведение “Дед Мазай и зайцы”, работал в журнале. Николай Алексеевич Некрасов умер 8 января 1878 года и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. 


Вопросы к тексту

 

Прочитайте отрывок “ Мороз - воевода” из поэмы “Мороз, Красный нос”. Докажите, что поэт создает сказочный образ. Какие приемы он использует?

 

* * *

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

 

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

 

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

 

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

 

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет:

 

«…Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны —

Построю дворцы изо льда.

 

Задумаю — реки большие

Надолго упрячу под гнет,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

 

Где быстрые, шумные воды

Недавно свободно текли —

Сегодня прошли пешеходы,

Обозы с товаром прошли.

 

Богат я, казны не считаю,

А все не скудеет добро

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…»

(Н.Н. Некрасов)

 

Н. Некрасов создает сказочный образ Мороза, повелителя снега и холода. Основным приемом, который использует автор, является олицетворение. Поэт наделяет Мороза свойствами живого человека. Он обходит владенья, глядит на лесные тропы и льдины, шагает по деревьям и бьет палицей по веткам. При этом Мороз обладает косматой бородой и поет хвастливую песню. Мороз-воевода — это сказочный персонаж, волшебник.


Как природа реагирует на появление “ Мороза-воеводы?”

 

Природа с радостью, любовью встречает “Мороза -воеводу”, чтобы мы это увидели, автор использовал в стихотворении  эпитет «яркое солнце”,  олицетворение  “солнце играет”. Также автор использовал  эпитет  “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная. В природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится и переливается.


Какие образные средства языка использует автор для того, чтобы ярче изобразить не только появление героя, но и лучше описать его образ, его силу, мощь?

 

Автор использовал  сравнения  - “Мороз-воевода” сравнивается с “ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв”, повторы усиливают эти сравнения “не, не”, “Мороз-воевода” - мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь.


Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?

 

«…И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт.»

 

Н. Некрасов использовал данный эпитет, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что делает. “Мороз-воевода” в ней поет о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек.


Подумайте, каким представляется вам Мороз-воевода при чтении стихотворения. Составьте небольшой текст-описание на эту тему. 

 

Прочитайте составленный рассказ своим родителям, друзьям, учителю. Узнайте у своих слушателей, что им понравилось, а на что следует обратить внимание в следующий раз. 


Оцените свою работу на уроке:

Выберите подходящий смайлик. 

“Сегодня на уроке я поработал...”

               отлично                      неплохо                      плохо                                                          


И. Никитин «Встреча зимы», И. Суриков «Детство», «Зима»

Поэтическая тетрадь
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История