Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И. Никитин «Встреча зимы», И. Суриков «Детство», «Зима»

Поэтическая тетрадь

И. Никитин «Встреча зимы», И. Суриков «Детство», «Зима»

 

Цели урока

  • познакомимся со стихотворениями И. Никитина «Встреча зимы» и И. Сурикова «Детство», «Зима»
  • продолжим развивать навыки выразительного чтения
  • потренируемся распознавать средства художественной выразительности, а также  анализировать и делать выводы

Словарь

Угрюмых - суровый, грозный.

Искони - с давних пор.

Перезябнешь  - замерзнешь.

Ветхая - старая.

Лапти - обувь из лыка.

Светца  - приспособление для укрепления горящей лучины.

Смежит  - сомкнуть, закрыть.

Пеленою  - покрывало.

 


О произведениях

 

Стихотворения И. Никитина и И. Сурикова о зимней природе настолько хороши, что при чтении кажется, что мы их знали всегда. «Вот моя деревня. Вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой…». Эти стихотворения ассоциируются у нас с Родиной. И хотя многие из нас родились и выросли в крупных городах, создается ощущение, что эти строки близки каждому. Стихи И. Никитина и И. Сурикова о  зиме на редкость точны и искренни.

 


Вопросы к тексту

 

Прочитайте стихотворение И. Никитина “Встреча зимы”. Какой поре посвящено стихотворение? Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строчки.

 

Стихотворение посвящено зиме. Она приходит с первым снегом, и людей это всегда радует. Люди радуются тому, что заканчивается осенняя пора. Зима укрывает всё снегом, и это очень красиво. Первый снег всегда самый белый и самый чистый. Он предвещает новые забавы, игры, развлечения.  О радости говорят строчки “ На безлюдный простор…”. Лес одушевляется автором, сравнивается с человеком, и также радуется первому снегу, как люди.


Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?

 

Автор одушевляет природу, а в частности зиму. Он приветствует ее как человека. Предлагает петь песни, расстилать ковры, гулять по просторам.


Можно ли сказать, что в стихотворении созданы подвижные картины природы? Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.

В этом стихотворении поэт создает подвижные картины природы, используя средства художественной выразительности. Мы видим, как меняется природа. Утром идет дождь, встает туман, плачет лес.  

В полдень начинает идти снег и продолжает идти ночью.

На рассвете все укрыто снегом, стоит мороз, и лес весело смотрит на простор.


Прочитайте стихотворение И. Сурикова “Детство”. 

От чьего имени ведётся повествование?

 

Повествование ведется от имени мальчика, простого деревенского паренька в ветхой шубке, который любит играть с товарищами и слушать бабушкины сказки.


В каких строках выражена главная мысль? Как по ходу повествования меняется настроение стихотворения? 

 

Главная мысль стихотворения заключается в последней строфе: “ Весело текли вы детские года ”.

  

Стихотворение начинается весело. Так описываются забавы детей. Потом настроение меняется. Мальчик возвращается домой, ему становится грустно и скучно. Но вот он начинает слушать сказки, и его настроение поднимается. Он воодушевлен, мальчик мечтает и представляет себя царевичем. 

 

Конец стихотворения наполнен сожалением о минувшем детстве. Настроение вновь падает.


Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам. О какой сказке он рассказывает?

 

О любви мальчика к сказкам говорят строки: “ Слушаю я сказку - сердце так и мрет ”. Он рассказывает о любимой сказке “ Иван-царевич и Серый волк”.


Прочитайте стихотворение И. Сурикова “ Зима”. Какие приемы использует поэт для создания образов в стихотворении?

 

Для создания образов в своем стихотворении И. Суриков использует примеры красочных  эпитетов  (пушистый снег, темный лес, божьи дни, злой мороз, сердитый), которые рождают в воображении образы описываемой природы, сравнения  (лес что шапкой принакрылся, точно пеленою),  метафоры  (снеговые горы). Также мы можем отыскать в нем примеры олицетворения  (лес заснул крепко).


Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте её при выразительном чтении.

Читать данное произведение нужно со спокойной интонацией. Ведь автор не выражает ни радости, ни тоски. Также в голосе должно присутствовать восхищение красотой природы, что находится под снежным покровом.

 

Рассказывая о крестьянине, нужно передать уважение и восхищение его натурой. Ведь он был трудолюбивым, старательным. Крестьянин хорошо утеплил свое жилище и был спокоен, ведь теперь лютая зима ему не страшна.


Поразмышляйте, как меняется жизнь природы и жизнь людей с наступление зимы. Поделитесь своими размышлениями с родителями, друзьями, учителем.


Оцените свою работу:

“Сегодня на уроке мне было…”

     легко           трудновато         трудно

 

Закончите фразу:

“ Сегодня на уроке мне понравилось…”


С. Михалков. «Если», Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок»

Поэтическая тетрадь
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История