Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Синтаксис и пунктуация

Предложение. Члены предложения (основа). Главные члены

Цели урока

  • вспомним, что такое предложение
  • будем учиться составлять предложение
  • изучим главные члены предложения


Прочитайте. Подумайте, что вы прочитали?

 

  1. Россия – наша родина.
  2. У каждого человека есть родина. Здесь всё наше дорогое. Каждое деревце, каждый дом, всё делает родину драгоценной для нашего сердца на всю жизнь.

 

Как называется запись под цифрой один?

 

Стройте свой ответ по опорным вопросам.

1) Из чего состоит? 

2) Можно ли менять местами эти составные части?

3) Для чего составные части связаны по смыслу?


Предложение — это слово или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.



Прочитайте. Какие ошибки допущены в записях?

 

  1. Я люблю свою родину
  2. Во сколько начнется спектакль
  3. Какое вкусное мороженое


Запомните!

 

В устной речи границы предложения выделяют длинной паузой, а в письменной - знаками препинания . ? !

 

Знаки препинания в конце предложения

точка

.

вопросительный знак

?

восклицательный знак

!

В предложении спокойно сообщается о чём-либо.

В предложении содержится вопрос.

Предложение произносится с сильным чувством.


Упражнение 1

 

Составьте из слов каждой строчки предложения. Что для это вы делали?

 

1) небе, яркая, на, появилась, радуга

2) бежать, извилистый, Петя, дорожка

 

Можно ли из слов “арбуз, по, кружка, зажечь, синий” составить предложение? Почему?


Во время составления предложений нужно выполнить следующие шаги.

 

1) Объединить слова по смыслу.

2) Изменить форму некоторых слов (извилистый - извилистая, дорожка - дорожке, бежать - бежал).

3) Добавлять связующие слова при необходимости (по).

 

Примеры

 

На небе появилась яркая радуга.

Петя бежал по извилистой дорожке.


Упражнение 2

 

Определите границы предложений. Озаглавьте текст, спишите.

 

Друзья идут на рыбалку вот река Волга ребята стали удить рыбу скоро туча закрыла небо застучали капли дождя поднялся сильный ветер началась гроза дети быстро помчались домой.

 

В первом предложении попробуйте найти такие главные слова, в которых заключён смысл предложения, подчеркните их. 



Запомните! 

 

Главные члены предложения — главные слова, в которых заключён смысл предложения. Главные члены предложения образуют  основу предложения . Для нахождения главных слов закрывайте поочерёдно по слову в предложении и пробуйте читать предложение без спрятанного слова. Если смысл предложения без какого-либо слова становится непонятным, значит это слово и будет главным.

 

Например:

 

Серебристая река красиво извивается.

 

В предложении ищем главные слова, для этого закрываем поочерёдно слова.

 

Река красиво извивается. Смысл предложения ясен.

Серебристая красиво извивается. Смысл предложения не ясен, значит первое главное слово - река. Подчеркнём это слово.

 

Серебристая река извивается. Смысл предложения ясен.

Серебристая река красиво. Смысл предложения не ясен, значит второе главное слово - извивается. Подчеркнём это слово.


Упражнение 3

 

Выберите предложение, в котором основой предложения являются слова ВЕТЕР ШЕЛЕСТИТ

 

  1. Кузнечик шелестит в траве.
  2. Ветер громко шелестит листвой деревьев.
  3. Надвигается сильный ветер. Шелестит опавшая листва.


Запомните!

 

Среди главных членов предложения выделяют подлежащее и сказуемое. Подлежащее - это член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы “кто?” и “что?”. Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой

 

Сказуемое - это член предложения, который обозначает то, что  говорится о подлежащем. Чаще всего сказуемое обозначает действие, выполненное подлежащим. Сказуемое отвечает на вопросы “что делает?”, “что сделают?”, “что делал?”, “что сделала?” и другие. Сказуемое в предложении подчеркивается двумя чертами

 

 

Серебристая река красиво извивается.

 

Слово “река” - подлежащее. Слово “извивается” - сказуемое.


Упражнение 4

 

Составьте и запишите предложение с любым из изученных слов из словаря. Подчеркните подлежащее и сказуемое.



Отметьте знаком “!” в таблице понравившиеся задания; знаком “+” задания, которые выполнили самостоятельно; знаком “?” задания, которые вызвали затруднения.

Задания

Знак

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4


Ответы

 

Упражнение 2

 

Гроза

Друзья идут на рыбалку. Вот река Волга. Ребята стали удить рыбу. Скоро туча закрыла небо. Застучали капли дождя. Поднялся сильный ветер. Началась гроза. Дети быстро помчались домой.

 

Упражнение 3

 

2) Ветер громко шелестит листвой деревьев.


Текст-описание и роль в нем прилагательных

Текст
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История