Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Гласные звуки. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Орфография

Гласные звуки. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Цели урока

  • вспомним отличия гласных звуков от согласных, характеристику гласных звуков
  • вспомним роль букв е, ё, ю, я
  • узнаем, что такое “орфограмма”
  • будем учиться приводить примеры орфограмм
  • будем упражняться в правописании слов с безударным гласным звуком в корне


Чем отличаются гласные звуки от согласных?


Вспомните!

 

В отличие от согласных звуков гласные:

 

  1. состоят только из голоса,
  2. при произнесении гласного звука выдыхаемая воздушная струя не встречает преград,
  3. гласный звук образует слог.

 

Гласные звуки бывают ударные или безударные. 


Какие гласные буквы могут обозначать два звука? При каких условиях?


Вспомните!

 

Буквы я, ё, е, ю обозначают звуки [а] [о] [э] [у]. 

Эти буквы могут обозначать два звука [й,а], [й,о], [й,э], [й,у] при следующих условиях.

 

1. Когда стоят в начале слова.

 

Например : яма, ёлка.

 

2. Когда стоят после мягкого или твёрдого знака.

 

Например : колье, подъезд.

 

3. Когда стоят после букв, обозначающих гласные звуки.

 

Например : поют, маяк


Упражнение 1

 

Прочитайте слова. Какие звуки обозначают выделенные буквы? Дайте характеристику звукам. Сделайте транскрипцию первых трех слов. 

 

Снегирь,  земляника, енот, маячок, объявление, лягушка, лесок, малина, молоток, одежда



Один второклассник написал слово “молина”. Что он допустил? Как называется это по-научному? 


Орфограмма (“орфо” - правильно, “графо” - пишу) - место в слове, где можно сделать ошибку. 

Орфограмма в слове может поддаваться проверке. Такие орфограммы называются проверяемыми. Их можно проверить проверочным словом или правилом.

 

Например , написание буквы я в слове маячо́к можно проверить, подобрав однокоренное слово (мая́к) . Слово “маячок” будет проверяемым (т. е. требует проверки), а слово “маяк” —   проверочным (т. е. проверяет). Некоторые орфограммы являются непроверяемыми , то есть их написание нужно запомнить или проверить по словарю. 

Например : лягу́шка. Букву я в этом слове проверить нельзя.

Также орфограмма имеет название. Оно зависит от звука, который обозначает пропущенная, места, которое занимает пропущенная буква.


Упражнение 2

 

Прочитайте слова, вставьте пропущенные гласные буквы.

 

Сн_гирь,  з_мл_ника, _нот, ма_чок, объ_вление, л_гушка, л_сок.

 

Какие трудности возникли при выполнении упражнения?


Гласные а, о, я, и, е  в безударном положении в корне требуют проверки. Поэтому орфограмма будет называться “ Безударные гласные в корне ”.

 

Чтобы проверить эту орфограмму используют правило и проверочное слово.

 

Безударные гласные в однокоренных словах, в формах слова пишутся одинаково.

Например

Чтобы правильно написать проверяемый безударный гласный звук в корне, нужно следовать такому алгоритму.

 

  1. Выделить в слове корень.
  2. Подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная оказалась в ударном положении.
  3. Написать в проверяемое слово такую же гласную, как в проверочном слове.

 

Иногда безударный гласный звук в слове не проверить. Тогда такие слова называют словарными и запоминают.


Упражнение 3

 

Прочитайте. Выделите  в слове корень. Подберите проверочное слово. 

 

Л_сочек, л_сток, м_стечко, г_лчонок, к_тик, п_сенный.

 

Запишите парами: сначала проверочное слово, затем проверяемое.


Упражнение 4

 

Прочитайте. Определите название орфограммы. Дополните каждую группу своим словом, запишите.

 

  1. Дорога, снегирь, ребята.
  2. Слеза, пятно, трава.
  3. Москва, Нева, Александр.


Отметьте утверждения, с которыми вы согласны и по количеству отмеченных утверждений поставьте себе отметку.

 

  • Я знаю чем отличается гласный звук от согласного.
  • Я понял (поняла), что такое орфограмма.
  • Я могу привести примеры орфограмм.
  • Я без труда могу определить проверяемую безударную гласную в корне.
  • Я знаю как определить проверяемую безударную гласную в корне.

 

 

 


Ответы

Упражнение 1

 

В словах снегирь, земляника, лягушка, лесок, малина, молоток, одежда выделенные буквы обозначают гласные звуки. В остальных словах буквы обозначают два звука: гласный и согласный [й‘].

 

[c н’ э г’ и́ р’],  [з’ и м л’ и н’ и́ к а]  или [з’ э м л’ а н и́ к а], 

[й’ э н о́ т]

 

Упражнение 3

Упражнение 4

 

  1. Непроверяемый безударный гласный в корне слова.
  2. Проверяемый безударный гласный в корне слова.
  3. Заглавная буква в именах.


 

Согласные звуки. Согласный звук [й’] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными

Орфография
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История