- узнаем, какие бывают связи в природе
- научимся находить связи в природе, между человеком и природой
Вспомните, как связаны между собой живая и неживая природа? Без чего не могут обойтись живые существа?
Прочитайте сказку о лесе. Придумайте название сказке. О каких невидимых нитях говорится в сказке?
Давным-давно король приказал оставить в лесу только деревья, вырубить все кустарники, чтобы стало светло и красиво. Но через несколько месяцев красивые деревья превратились в сухие стволы.
Что произошло?
Птицы, которые гнездились в кустарниках, улетели. Много развелось жуков и гусениц, которыми питались птицы. Эти насекомые стали поедать листья и корни деревьев, вот они и высохли.
Пожалел король о своём решении и приказал заново посадить кустарники.
Невидимые нити - это связи в окружающем нас мире.
Можно выделить связи:
- Человек – природа
Природа даёт человеку воздух, воду, тепло, свет, пищу, одежду, материал для строительства жилья, сырьё для фабрик и заводов.
Люди должны беречь природу, не нарушать природное равновесие.
- Растения – животные
Растения дают животным кислород, место для жизни, служат пищей, материалом для построения жилищ (гнёзд, нор).
Животные опыляют растения, распространяют семена и плоды, защищают растения от насекомых.
- Животные – животные
Многие животные заботятся о своём потомстве. Основная связь - животные поедают друг друга.
- Живая природа – неживая природа
Без солнца, воздуха и воды не могут обойтись живые существа. Растения выделяют кислород. Грибы и бактерии обогащают почву.
Знаете ли вы…
Эти существа являются причиной смерти около полумиллиона людей ежегодно. Кто же они? Это комары! Они переносят малярию, лихорадку.
Что было бы, если бы комары вдруг исчезли?
По оценкам ученых на Аляске их более 7…триллионов. Но и гибнут они регулярно сотнями и тысячами.
Летучие мыши съедают примерно по 600 комаров в час. Поэтому, если в мире было бы очень много летучих мышей, то они могли бы истребить всех комаров. Но тогда нам пришлось бы думать — как избавиться от миллиардов летучих мышей?!
Назовите связи, которые прослеживаются на фотографиях? Как человек может нарушить эти связи?
Нарисуйте схему невидимых нитей по одному из видов связей в природе. Обсудите с родителями или друзьями эту связь.
Оцените свою работу на уроке!
Продолжите фразы...
“Я сегодня потрудился …”
“Я изучаю природу, потому что …”
“Мне показалось интересным…”