Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел

Сложение и вычитание

Сложение вида 37 + 48, 37 + 53, 87 + 13. 

Вычитание вида 40 − 8, 50 − 24, 52 − 24

Цели урока

  • изучим письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток
  • закрепим изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел


Представьте данные ниже числа в виде суммы разрядных слагаемых.

 

37, 48, 53, 87, 13.

 

Используя полученные результаты предположите, как к 37 можно прибавить 48?


Сложение

 

Складывают только разряды одного порядка: десятки с десятками, единицы с единицами. Поэтому, если представим числа как сумму разрядных слагаемых, то получим такую запись: 37 + 48 = (30 + 7) +

+ (40 + 8) = (30 + 40) + (7 + 8) = 70 + 15 = 70 + (10 + 5) = (70+ 10) + 5 = 80 + 5 = 85

 

 

Запись получилась длинная. Поэтому такие числа складывают в столбик. При сложении чисел столбиками сохраняется способ написания: десятки под десятками, единицы под единицами. 

 

 

Алгоритм письменного сложения с переходом через десяток

  1. Записываем числа. Каждый разряд под своим разрядом.
  2. Складываем единицы. Если в ответе получили двузначное число, то единицы пишем под единицами в ответе. А десятки записываем над десятками.
  3. Складываем десятки. Прибавляем число сверху. Пишем ответ под десятками.


Как найти значение выражения 87 + 13?


Алгоритм письменного сложения с образованием нового разряда

  1. Записываем числа. Каждый разряд под своим разрядом.
  2. Складываем единицы. Если в ответе получили двузначное число, то единицы пишем под единицами в ответе. А десятки записываем над десятками.
  3. Складываем десятки. Прибавляем число сверху. Пишем ответ под десятками. Если в ответе получили двузначное число, то десятки пишем под десятками. А новый разряд (сотни) пишем в клетке слева.


Как найти значение выражения 40 – 8?


Вычитание

Вычитают не только разряды одного порядка: десятки из десятков, единицы из единиц. Но еще единицы можно вычитать из 1 десятка (10). Поэтому, если из единиц вычесть нельзя, забирают у уменьшаемого десять. Т. е., в таком случае уменьшаемое всегда разбивают на два числа: 10 и оставшееся

 

Например,  40 – 8 = (30 + 10) – 8 = 30 + (10 – 8) =

= 30 + 2 = 32.

 

Такую запись можно выполнить и в столбик. В этом случае над десятками уменьшаемого ставят точку. Это показывает, что здесь уже на 1 десяток меньше. А над единицами подписывают 10, показывая из скольки вычитаем.


Как найти устно значение выражения 50 – 24? Как записать письменно? Как найти значение выражения 52 – 24?


Чтобы найти значение разности, представим вычитаемое в виде суммы разрядных слагаемых.

 

50 – 24 = 50 – (20+4)

 

Выполним группировку чисел.

 

Сначала вычтем из числа 50 число 20, а затем 4. Получилось 26.

 

50 – 24 = (50 – 20) – 4 = 30 – 4=26

 

Схема письменного рассуждения схожа с вариантом 40 – 8. 

 

 

Алгоритм письменного вычитания с переходом через десяток

  1. Записываем числа. Каждый разряд под своим разрядом.
  2. Вычитаем единицы. Если единицы уменьшаемого, меньше единиц вычитаемого, то забираем у десятков уменьшаемого 10.
  3. Если в единицах уменьшаемого был 0, то вычитаем из 10. Если в единицах уменьшаемого была иная цифра, то нужно прибавить ее значение к 10. И вычитать единицы вычитаемого уже из этой суммы. Пишем ответ под единицами.
  4. Вычитаем десятки. Если над десятками стоит точка. это значит, что число на 1 меньше. И надо вычитать из этого меньшего числа. Пишем ответ под десятками.


Упражнение 1

 

Найдите значения выражений.

 


Упражнение 2

 

Выполните вычисления.

 


Упражнение 3

 

Закрасьте прямоугольник с верным ответом.

 

Числовое выражение

Варианты ответов

56 – 17

29

39

18

36 – 18

38

42

18

84 – 16

68

78

72

70 – 25

35

55

45

63 – 49

26

14

102

42 – 27

15

69

25


Упражнение 4

 

Сквидвард сказал, что находить значения выражений проще простого, поэтому тут же нашел ответ к выражению, которое ему продиктовал Губка Боб. 

 

Давайте вместе с Губкой Бобом проверим, верно ли понял сегодняшнюю тему Сквидвард. 

 

Если вдруг вы заметите ошибку, срочно ее исправляйте.

 


Отметьте в каждом секторе свои успехи за этот урок. Оценивайте себя по 3 показателям: знаю, как находить значения выражений; понимаю алгоритм решения; умею сам находить ответы.

 


Ответы

Упражнение 1

 

 

 

Упражнение 2

 

 

 

Упражнение 3

 

 

 

Упражнение 4

 

(верное решение)


Свойства сложения

Сложение и вычитание
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История