Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Великие русские писатели

  • Произведения о дружбе

  • Произведения о детях

  • Произведения о животных

  • Произведения о весне

  • Юмористические произведения

  • Устное народное творчество

  • Зарубежная литература

  • Произведения об осени

  • Произведения о зиме

Конспект урока: Стихотворения и рассказы о животных

Произведения о животных

Стихи о животных. И. Пивоварова, В. Берестов

Цели урока

  • находить особенности стихотворений (ритм, рифма)
  • изучить художественные приёмы “звукопись” и “преувеличение”
  • учиться придумывать истории про животных

Словарь

Коряга - суковатое затонувшее или лежащее на земле дерево или часть его.

Струится - льётся.

Чистоплотный - содержащий себя в чистоте, опрятный.

Верзила - высокий и нескладный.

Дремлет - не крепко спать.

Произведения для самостоятельного изучения

М. Бородицкая “Разговор с пчелой”

К. Чуковский “Муха в бане”

О. Карелин “Василий-кот и пёс-Трезор”

В. Гвоздев “Бессовестный кот”

М. Бородицкая “Птичьи скороговорки”


Какие особенности стихотворения можете назвать? Что такое ритм, рифма?


Ритм - это чередование ударных и безударных слогов в строке стихотворения.

 

Рифма - это созвучие слов на конце строк.



Кошкин щенок

Был у кошки сын приёмный –
Не котёнок, а щенок,
Очень милый, очень скромный,
Очень ласковый сынок.
Без воды и без мочала
Кошка сына умывала;
Вместо губки, вместо мыла
Языком сыночка мыла.
Быстро лижет язычок
Шею, спинку и бочок.
Кошка-мать –
Животное
Очень чистоплотное.
Но подрос
Сынок приёмный,
И теперь он пёс
Огромный.
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка.
Чтобы вымыть шею сыну,
Надо влезть ему на спину.
— Ох, — вздохнула кошка-мать, –
Трудно сына умывать!
Сам плескайся, сам купайся,
Сам без мамы умывайся!
Сын купается в реке,
Мама дремлет на песке.

 

(В. Берестов)


О чем произведение В. Берестова? Можно ли назвать его стихотворением? Почему? Какая особенность есть в стихотворении?


Средства художественной выразительности
 

Некоторые поэты используют такой художественный прием “преувеличение” . Это избыток определенных свойств изображаемого предмета или явления с целью усиления выразительности.


                                                                          * * *


Гр-р-рянул
Гр-р-ромом
Кр-р-рик
Вор-р-роны.
Р-р-разбегается
Нар-р-род.
У бер-р-рёз
Тр-р-рясутся
Кр-р-роны,
А вор-р-рона
Всё ор-р-рёт.
Р-р-рак,
Р-р-рак,
Забр-р-рался
Под кор-р-рягу
И впер-р-рёд
Никак
Ни шагу.


(С. Брескун)
 

                                                                         * * *


Жила-была собака.
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост.
И вот, когда собака
Бежала по дороге,
За нею пыль вставала
Почти до самых звёзд.
И были у собаки
Огромнейшие зубы,
И лаяла собака,
Как миллион собак.
Когда она дышала,
С домов слетали крыши
И все деревья гнулись
И это было так.
Жила-была собака...
Но только ты не бойся,
Она была послушной
И доброю была.
Меня она любила
И в гости приходила,
И ела хлеб с вареньем,
И сладкий чай пила.
И добрая собака
Со мной гулять ходила
И ласково крутила
Своим большим хвостом.
А вот что было дальше,
Ещё я не придумал.
Сначала я придумаю,
А расскажу потом.

 

(И. Пивоварова)

 


О чем произведение И. Пивоваровой? Какая особенность есть в стихотворении?

 

Какое средство художественной выразительности использовал С. Брескун?


Средства художественной выразительности

 

Иногда в стихотворениях встречается художественный прием “звукопись” . Это звуковые повторы, ориентированные на условное воспроизведение звуков природы, людей.


В каком стихотворении использован приём “звукопись”, а в каком - “преувеличение”. Приведите примеры из текста. 

 

Попробуйте прочитать стихотворение с приёмом “звукопись” быстро, а стихотворение с приёмом “преувеличение” - медленно, но выделяя голосом слова, которые преувеличены.


Вопросы к тексту

 

Что общего в прочитанных стихотворениях?

Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему? 
 

Стихотворения о животных.


Сравните стихотворения и небылицы.

Показатель для сравнения

Небылицы

Cтихотворения

Объем текста

Реальность описанных событий

 


Сделайте рисунок к любому из прочитанных стихотворений.


Готовимся сочинять смешные истории

 

  1. Подумайте, о каком животном вы хотели бы рассказать.
  2. Определите героев рассказа.
  3. Какой смешной (интересный, необычный) случай мог произойти с этими героями? Какие поступки они совершили?
  4. Какой вывод должен сделать слушатель?

 

Сочините историю по плану.


  • Что у вас получилось на уроке?
  • Какое ваше настроение от урока?
  • Какое задание хотели бы выполнить еще?


Ответы

В стихотворении “Грянул громом…” использован приём звукопись, а в стихотворении “Жила-была собака” - приём преувеличение.

 

 

Лирические стихотворения о весне, матери

Произведения о весне
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История