- познакомимся с творчеством писателей-натуралистов
- изучим особенности рассказа
- учиться оценивать поступки героев рассказа
- учиться определять отношение автора к героям
- будем учиться прогнозировать события рассказов
- будем учиться составлять вопросы к текстам
Верста - русская мера длины, равная 1,06 км.
Ку́зница - мастерская, в которой производится ручная обработка металла.
Паровое поле - поле, свободное от возделываемых сельскохозяйственных культур в течение определенного периода времени и систематически обрабатываемое в целях борьбы с сорняками.
Чулан - помещение в доме, служащее кладовой.
Насилу - с большим трудом, едва.
Медвежатник - охотник на медведей.
Завалинка - земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
Колхозник - человек, работающий в колхозе.
Колхо́з - предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.
Щепка - тонкая пластинка, отколотая по слою дерева.
Расщеплённое - разделённое.
М. Пришвин “Лисичкин хлеб”
М. Пришвин “Золотой луг”
В. Бианки “Сова”
В. Бианки “Как Муравьишка домой спешил”
В. Бианки “Первая охота”
Е. Чарушин “Мохнатые ребята”
Б. Житков “Галка”
Кто такие писатели-натуралисты?
Писатели-натуралисты — это писатели-исследователи, писатели-путешественники, которые пишут о природе.
С творчеством кого из писателей-натуралистов вы уже знакомы?
В каком жанре работают писатели-натуралисты?
Запомните!
Писатели-натуралисты пишут и сказки, и рассказы.
Рассказ - это жанр произведения, в котором автор описывает реальные события, которые могли произойти в жизни.
В отличие от сказки, рассказ строится на основе одного короткого эпизода, играющего ключевую роль в жизни героя.
Ребята и утята
М. Пришвин
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.
Учимся прогнозировать события текста
Как вы думаете: что произошло дальше?
Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
- Что вы будете делать с утятами? - строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
- Пустим.
- Вот то-то “пустим”! - сказал я очень сердито. - Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
- А вон сидит! - хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
- Живо, - приказал я ребятам, - идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята - пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:
- Счастливый путь, утята! Ребята надо мной засмеялись.
- Что вы смеетесь, глупыши? - сказал я ребятам. - Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите “до свидания”!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
- До свидания, утята!
Вы прочитали сказку или рассказ? Докажите свой ответ.
Какие поступки совершили ребята? Как относится к ним автор? Что он говорит? С какими эмоциями?
В рассказе герои совершают поступки. Через них раскрывает их характер.
Например, ребята зашвыряли шапками утиное семейство, поймали утят. Это говорит о том, что ребята недальновидны, жестоки.
Чтобы понять, как автор относится к героям, надо понаблюдать за его речью. Так, он может грубо или ласково называть героя, кричать или мирно говорить с ним, помогать ему или, наоборот, помещать в сложные ситуации.
Например, автор называет ребят глупышами. Значит писатель отрицательно относится к ребятам, но не сердится, а учит их, как надо поступать.
Прочтите произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ», Б. Житкова «Храбрый утёнок», В. Бианки «Музыкант». Соедините стрелочкой главную мысль рассказа с его названием.
Название рассказа
|
Главная мысль
|
“Ребята и утята”
|
Нужно ценить дружбу и быть благодарным за оказанную помощь.
|
“Страшный рассказ”
|
Невозможно причинить вред тому, кто близок тебе по духу.
|
“Храбрый утёнок”
|
Нужно отвечать за свои поступки и помогать тем, кто нуждается в помощи.
|
“Музыкант”
|
Неизвестность усиливает чувство страха.
|
Учимся составлять вопросы к тексту
Попробуйте составить по два вопроса к каждому рассказу. Один вопрос (“закрытый”) составьте с односложным ответом (да/нет), другой (“открытый”) – с развёрнутым ответом. Воспользуйтесь подсказками.
“Закрытые вопросы” можно начинать так: правда ли…? Согласны ли вы…?
“Открытые вопросы” можно начинать так: почему…? Зачем…? Что было бы, если…?
Рассказ
|
Открытый вопрос
|
Закрытый вопрос
|
“Ребята и утята”
|
|
|
“Храбрый утёнок”
|
|
|
“Музыкант”
|
|
|
“Страшный рассказ”
|
|
|
Поставьте плюс с верным высказыванием.
Мне понравилось…
|
+
|
Я умею…
|
+
|
Прогнозировать продолжение рассказа
|
|
Прогнозировать продолжение рассказа
|
|
Определять главную мысль рассказа
|
|
Определять главную мысль рассказа
|
|
Придумывать вопросы к тексту
|
|
Придумывать вопросы к тексту
|
|
Искать отличия сказки от рассказа
|
|
Искать отличия сказки от рассказа
|
|
Прочитанные произведения - рассказы, так как сюжет содержит один главный эпизод.