Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Лирические стихотворения о весне, матери

Произведения о весне

17.04.2024
1511
0

Лирические стихотворения А. Блока, И. Бунина, Е. Благининой

Цели урока

  • будем упражняться в сравнении стихотворений разных писателей
  • будем упражняться в выразительном чтении стихотворения, передавать с помощью голоса настроение, соблюдать нужную интонацию

Словарь

Пашня - вспаханное поле.

Лампада - это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами.

Метнулся - быстро пробежал.

Крадётся - медленно и незаметно идёт.

Произведения для самостоятельного изучения

А. Плещеев “В бурю”

Э. Мошковская “Я маму мою обидел…”


Вспомните темы, на которые писатели чаще всего пишут стихотворения? Какие из них вас особенно волнуют?


1870 - 1953 гг.

Об авторе

 

Иван Алексеевич Бунин - русский поэт. Мама Ивана Бунина была очень тихим, скромным, набожным человеком, чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского, и занималась, в первую очередь, воспитанием детей. 

 

Жена И. Бунина вспоминает: «Мать его, Людмила Александровна, всегда говорила мне, что "Ваня с самого рождения отличался от остальных детей", что она всегда знала, что он будет "особенный", "ни у кого нет такой тонкой души, как у него".


Мама И. Бунина

О произведении

 

Бунин нередко в своих стихотворениях обращался к образу матери. Таким образом поэт мысленно возвращается на свою родину, в своё беззаботное и счастливое детство. Поэт передаёт отношение, чувства между ним и мамой. 


                                                                     Матери
                                                           (В сокращении)


Я помню спальню и лампадку.
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что Он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

 

И. Бунин

 

                                                       Посидим в тишине


Мама спит, она устала...
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.

И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.

Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене.
А потом скользнул ко мне.
- Ничего,- шепнул он будто,-
Посидим и в тишине!..

 

Е. Благинина
 

 

                                                               На лугу


Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.
Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.

 

А. Блок

 


Вопросы к тексту

 

1.Среди прочитанных стихотворений найдите лишнее. Объясните свою точку зрения.

 

Стихотворение “На лугу” о весне, а не о матери.

 

2.Найдите приметы весны, которые описаны в стихотворении “На лугу”.

 

Заметней и чернее на пашне полоса, в ручье журчит волна.

 

3.Чему учит каждое стихотворение?

 

Стихотворение “На лугу” учит подмечать все изменения в природе, стихотворение “Матери” учит не забывать своё детство, стихотворение “Посидим в тишине” учит бережно относиться к маминому отдыху.

 

4.Вспомните случай, когда вы трепетно отнеслись к маме.


Упражняемся в сравнении стихотворений

 

Сравните стихотворения “Матери” и “Посидим в тишине”. Заполните таблицу.

Показатель для сравнения

Стихотворение “Матери”

Стихотворение “Посидим в тишине”

Тема

Главная мысль

Отношение к кому выражает стихотворение

 


Готовимся к выразительному чтению

 

Выберите понравившееся стихотворение. 

 

1. Определите, с каким настроением нужно читать стихотворение. 

2. Выделите самые главные (ключевые) слова в стихотворении.

3. Выберите нужный темп для каждого предложения: средний, медленный, быстрый.

4. Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь выделить важные слова голосом.


Учим стихотворение наизусть

 

  1. Прочитайте стихотворение вслух.
  2. Выясните значение непонятных слов.
  3. Прочитайте стихотворение ещё раз, представляя картины, которые описаны.
  4. Разделите стихотворение на смысловые части. 
  5. Выделите, а затем выпишите опорные слова в каждой части.
  6. Попробуйте прочитать стихотворение по памяти.
  7. Для выразительного чтения стихотворения необходимо определить интонацию, темп, ритм, паузы.

 

Выучите понравившееся стихотворение наизусть.


Заполните анкету по результатам проделанной работы.

Начало утверждения

Выбор ответа

На уроке я работал(а) ...

активно/пассивно

Своей работой на уроке я ...

доволен/недоволен

Урок для меня показался ...

коротким/длинным

За урок я ...

устал(а)/не устал(а)

Моё настроение стало ...

лучше/хуже

Материал урока был ...

понятным/непонятным

полезным/бесполезным

интересным/скучным

 

 

 


Ответы

Показатель для сравнения

Стихотворение “Матери”

Стихотворение “Посидим в тишине”

Тема

О маме

О маме

Главная мысль

Благодарность за тёплые воспоминания о маме, о детстве

Забота о маме

Отношение к кому выражает стихотворение

Отношение к маме, к ребёнку

Отношение к маме

 


 

 

Предыдущий урок
Лирические стихотворения о весне, матери
Произведения о весне
Урок подготовил(а)
teacher
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
Поделиться:
  • Множественное число существительных

    Английский язык

  • Лирические стихотворения о весне, матери

    Литературное чтение

  • Лирические стихотворения о весне, матери

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке