- будем сравнивать стихотворения разных писателей на одну тему
- будем упражняться в словесном иллюстрировании стихотворений
- вспомним средства языковой выразительности и будем искать их в текстах
- будем учиться выразительно читать стихотворения, передавать с помощью голоса настроение, соблюдать нужную интонацию
Лазурь — светло-синий цвет, синева.
Миновала — прошла мимо.
Вешний — весенний.
Смола — липкий, твердеющий на воздухе сок хвойных деревьев.
Засуетилась — двигалась суетливо, беспорядочно.
Ну́дит — заставляет.
Трезвон — громкие голоса.
Наперекор — сделать что-то напротив, назло.
Брег (устаревшее) — берег.
Гонцы (устаревшее) — люди, которых посылали со срочным известием.
В стихотворении весна посылает ручьи (гонцов) рассказать о её приходе.
Румяный — красный.
С. Дрожжин «Первый гром»
Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
А. Фет «Уж верба вся пушистая…»
А. Майков «Весна»
С. Васильев «Белая берёза»
Любишь ли ты весну? Почему?
Представь картину ранней весны. Опиши её.
Это интересно!
В литературе тема природы очень часто воспевается поэтами. Они восхищаются красотой окружающего мира, стремятся подчеркнуть живость природы, пытаются передать читателю любовь к своим родным краям.
Вспомни поэтов, которые пишут о природе.
Ф. Тютчев, А. Фет, С. Есенин, А. Плещеев...
* * *
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Ф. Тютчев
Весенние воды
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
Весна идёт, весна идёт,
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Ф. Тютчев
Весна
(В сокращении)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
А. Плещеев
Весеннее царство
(В сокращении)
Вepнyлocь цapcтвo вeшних днeй:
Звeнит пo кaмyшкaм pyчeй,
Peкa шyмит,
И c кpикoм cтaя жypaвлeй
Уж к нaм лeтит.
Cмoлoю пaхнeт oт лecoв,
Kpacнeя, пoчки лeпecткoв
Вздoхнyли вдpyг,
И миллиoнaми цвeтoв
Покрылся луг.
С. Дрожжин
Вопросы к тексту
1. Что общего во всех стихотворениях?
Стихотворения о ранней весне.
2. В каждом стихотворении отметь признаки весны.
«Зима недаром злится»: жаворонки в небе уж подняли трезвон.
«Весенние воды»: воды шумят.
«Весна»: тает снег, бегут ручьи, скоро засвищут соловьи, и лес оденется листвою, теплей и ярче солнце стало.
«Весеннее царство»: звенит ручей, стая журавлей летит, краснеют почки лепестков.
3. В каком живом образе представлена весна в стихотворениях
Ф. Тютчева?
«Зима недаром злится»: весна представлена молодой девушкой.
«Весенние воды»: весна представлена принцессой.
Учимся словесно иллюстрировать стихотворения
Составь рассказ к любому стихотворению.
Когда я читаю стихотворение «...», я представляю картину, на которой изображено … . На переднем плане картины …, а на заднем — … . Для раскрашивания картины я выберу цвета … и … оттенки.
Учимся искать средства художественной выразительности
Вспомни, что такое олицетворения, найди необычные образные определения.
Заполни таблицу.
Готовимся к выразительному чтению
Выбери понравившееся стихотворение.
1. Определи, с каким настроением нужно читать стихотворение.
2. Выдели самые главные (ключевые) слова в стихотворении.
3. Выбери нужный темп для каждого предложения: средний, медленный, быстрый.
4. Прочитай стихотворение выразительно, стараясь выделить важные слова голосом.
Продолжи фразы.
Самым сложным на уроке было…
Мне стоит ещё потренироваться в…
Я ставлю себе за работу на уроке отметку…