Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Талант любви и тема социального неравенства в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Русская литература XX века

28.03.2024
2535
0

Талант любви и тема социального неравенства в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

План урока

  • История создания рассказа «Гранатовый браслет»
  • Тематика и проблематика, композиция произведения
  • Система персонажей
  • Символы и их толкование
  • Критика рассказа

Цели урока

  • Знать своеобразие темы любви в творчестве А.И. Куприна
  • Уметь анализировать художественное произведение

Разминка

  • Какие темы поднимает А.И. Куприн в своих произведениях?
  • Какими характерными чертами обладает тип купринского героя?

История создания рассказа «Гранатовый браслет»

Рис. 1. П. Пинкисеич. «Гранатовый браслет». Глава 12.

В основе рассказа «Гранатовый браслет» лежит реальная история. А.И. Куприн писал: «Это… печальная история маленького телеграфного чиновника П.П. Желтикова, который был так безнадежно и самоотверженно влюблен… Лицо у него, застрелившегося (она ему велела даже не пробовать ее видеть), — важное, глубокое, озаренное той таинственной мудростью, которую постигают только мертвые»

 

А.И. Куприн услышал историю от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка.

 

А.И. Куприн взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь. Произведение было написано в 1910 году.

Тематика и проблематика

Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни.

 

Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, это проявление Бога.

 

В центре повествования тема любви, любви настоящей, которой, по мнению героев, уже не осталось в мире. Образ любви, который создает генерал Аносов в «Гранатовом браслете», – это любовь-трагедия, «величайшая тайна в мире»«Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Между тем настоящая любовь существует, и она находится рядом, но герои не просто не видят и не понимают ее, они ее высмеивают и опошляют. Княгина Вера только после смерти влюбленного в нее Желткова понимает, что настоящая любовь прошла мимо незамеченной. Ее светская благополучная жизнь с мужем – порядочным человеком, предводителем губернского дворянства противопоставляется тому, что могло относиться к ней как к женщине вне всяких условий, общественных и временных, которой досталась в дар «настоящая, самоотверженная, истинная любовь». Ей открывается не только безусловное знание того, что это «любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». По убеждению А.И. Куприна, любовь, проходящая сквозь время и обстоятельства, всегда слагается «в поэму, в благодарственную молитву». Глядя на лежащего в гробу Желткова, Вера Николаевна «вспомнила, что то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».

 

Композиция:

  • Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике.
  • Завязка – получение Верой Николаевной подарка.
  • Развитие событий – рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым.
  • Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьет только смерть.
  • Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

 

В канву основных событий автор вплел любовные истории, которые тоже помогают читателю понять смысл любви в человеческой жизни.

Система персонажей

Рис. 2. В. Якубович. «Гранатовый браслет». Желтков.

Желтков служил мелким чиновником в контрольной палате. Желткову где-то тридцать лет, он небогат, скромен, порядочен и благороден – это отмечает даже муж Веры Николаевны. Пожилая хозяйка его комнаты говорит, что за все восемь лет, что он жил у неё, он стал для неё словно родным, а собеседником он был очень милым. Желтков был влюблен в Веру Николаевну, хотя он никогда не лелеял надежд, что они будут взаимны: «…семь лет безнадежной и вежливой любви…». Ему известен адрес возлюбленной, чем она занимается, где проводит время, что надевает – он признаётся, что ему ничего, кроме неё, не интересно и не радостно. Чтобы не доставлять неприятностей любимой женщине, замужней даме, он покончил с собой, оставаясь счастливым. Чиновник Желтков принимает свое чувство как божий дар: «Не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Он любит безнадежно, жертвенно, ничего не требуя взамен. Даже из жизни этот герой уходит с великой любовью в сердце, со словами, которые становятся ключевыми в произведении: «Да святится имя Твое!»

Рис.3. В. Якубич. «Гранатовый браслет». Княгиня Вера Николаевна.

Княгиня Вера Николаевна Шеина – молодая женщина. Она несколько лет замужем за князем Василием Шеиным. У них нет детей. Вера – красивая и образованная женщина, верная и заботливая жена. Она любит музыку и азартные игры. Вера вполне счастлива в браке. Она 8 лет получает письма от тайного поклонника (Желткова), но не отвечает ему взаимностью. Со смертью Желткова она понимает, что потеряла настоящую любовь. 

 

Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Шеиной. Он хороший, мягкий, спокойный и чуткий человек, заботливый муж. Василий Львович занимает почетный пост предводителя дворянства. Из-за светских развлечений, балов и обедов он едва сводит концы с концами. Семья Шеиных находится на грани разорения. На досуге Василий любит рассказывать смешные истории и рисовать забавные рисунки.

Он очень мягок, жалостлив, чуток – с пониманием относится к чувствам Желткова, непоколебимо спокоен.

Рис. 4. П. Пинкисевич. «Гранатовый браслет». Глава 10.

Генерал Яков Михайлович Аносов – друг покойного отца Веры, Анны и Николая. Генерал Аносов – старый боевой генерал. Он участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и других кампаниях. На войне он был ранен и почти оглох. У генерала нет жены и детей. Он любит Веру и Анну как родных дочерей, а они называют его «дедушкой». Он прожил долгую жизнь, многое испытал, и судит о людях с объективной точки зрения. Генерал осуждает моральное разложение общества, превратившего все святое в бытовую потребность. Он хорошо знает людей, все их мысли и поступки. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: «…Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, с которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». 

 

Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры Шеиной. Она также сестра Николая Николаевича. Анна замужем за глупым и некрасивым, но богатым человеком. У них есть двое детей. Анна – веселая, кокетливая женщина. Она любит азартные игры и острые ощущения. При этом Анна религиозна. 

 

Николай Николаевич Мирза‑Булат‑Тугановский  – молодой человек, брат Веры Шеиной и Анны Фриессе. Служит в должности помощника прокурора. Честный, строгий, серьезный человек. Реалист, решительный и прагматичный. Для него не существуют тонкие нюансы человеческих чувств, он далек от романтики. Николай разыскивает Желткова и просит его не преследовать Веру. После этого Желтков кончает жизнь самоубийством.

Символы и их толкование

Одним из самых ярких символов в рассказе является образ гранатового браслета: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …., каждый величиной с горошину». Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Даже смерть не может уничтожить ее.

 

Символичен пейзаж в начале рассказа. Он представляет собой описание осенней природы. Ранняя осень прекрасна, но в каждом дуновении ветерка чувствуется увядание и умирание. Как и модный в начале XX века декаданс, осенняя природа говорит нам о красоте смерти. Герои произведения образованны, красивы, но духовно они погибают, так как не умеют любить.

 

Вначале А. Куприн обращает внимание читателя на произведение Бетховена посредством эпиграфа: L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание: «Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец с смешной фамилией Желтков. Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа ее как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение, и еще против ее желания? И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».

Критика рассказа

«...он как будто решил напомнить, что есть не только Куприн «Ямы», но и другой - идеалист, мечтатель, романтик... <...> В памяти остаются не милый и чуткий князь Шеин... не оригинальная Анна... не прелестный, умный старый генерал, не героиня рассказа, чарующая княгиня Вера, а этот странный, сперва забавный, потом трагический «Пе Пе Же»... Забавный чудак, он уходит от нас в ореоле благородств а, как некий Дон-Кихот, как «рьщарь бедный».

 

(А. Горифельд, статья «Куприн-романтик», «Русские ведомости», 17 февраля 1911 года, №38)

 

«...безнадежная и вежливая любовь, полная внутреннего духовного обаяния, по красоте своих психологических ситуаций, несомненно, может быть отнесена к категории эмоций высшего порядка...»

 

(А. Бартенев, альманах "Жатва", 1912 г., №1)

 

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Действительно, «Гранатовый браслет» – это развитие одной музыкальной темы из второй сонаты Бетховена («Largo Appassionato»), выражающей трагедию «забавного чудака»«он уходит от нас в ореоле благородства, как некий Дон Кихот, как «рыцарь бедный».  После самоубийства «маленького чиновника» «с смешной фамилией Желтков» княгиня Вера Шеина под звуки бетховенской сонаты переживает необычное состояние, которое связывает ее с вечным и великим: «И душа ее как будто бы раздвоилась».


Контрольные вопросы

 

  1. Как герои произведения относятся к любви?
  2. Какова история генерала Аносова и почему она даётся так подробно? В чём драма этого человека?
  3. В чем заключается трагизм образа Желткова?
  4. Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?
  5. Какие чувства навевает она княгине?
  6. Как смерть Желткова изменила жизнь Веры Николаевны?


Предыдущий урок
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.1.
Русская литература XX века
Следующий урок
М. Горький. «На дне». Спор о назначении человека. «Три правды» и их трагическое столкновение
Русская литература XX века
Поделиться:
  • Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования»
  • Мезоамерика — территория на стыке двух Америк

    География

  • Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке