Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Изображение Гражданской войны на страницах романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Русская литература XX века

Изображение Гражданской войны на страницах романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»

План урока

  • Изображение Гражданской войны в романе «Тихий Дон»
  • Роль женских образов в романе «Тихий Дон»

Цели урока

  • Знать содержание глав романа «Тихий Дон», посвящённых Гражданской войне
  • Уметь анализировать художественную форму романа «Тихий Дон»

Разминка

Опишите события Гражданской войны.

 

Изображение Гражданской войны в романе «Тихий Дон»

 

В финале второй книги романа показано начало гражданской усобицы, которая разделила казаков на два смертельно враждующих лагеря – сторонников и противников советской власти. Октябрьский переворот 1917 года не принёс обещанного большевиками мира, а наоборот, лёг в основании новой вражды. 

 

Сюжетным ядром третьей книги становится Верхнедонское восстание. Важно понимать, что для автора «Тихого Дона» не имеет принципиального значения ни классовая, ни этническая принадлежность, ни политические взгляды жертв и их убийц. Например, читатель, наблюдая за судьбой Митьки или Михаила Кошевого, почувствует, что автор остаётся нейтральным к тем мотивам, которые толкают героев на убийство: месть за отца или классовая справедливость. Ни один из этих мотивов не может оправдать звериную жестокость. 

 

Автор эпопеи фиксирует и ещё один ужасающий симптом войны: нравственное разложение, пробуждение и высвобождение дремлющих низменных инстинктов. 

 

Вспомните, например, фрагменты о Пантелее Прокофьевиче, который не гнушался заниматься грабежом и разбоем. Автор, всегда тепло относящийся к семье Мелеховых, считает нужным показать и эту сторону жизни казачества. 

 

Форма романа и тип повествования, которые избрал автор, позволяют ему быть предельно нейтральным и не навязывать оценок, что существенно расходилось с позицией власти и тенденциями, которые господствовали в советской литературе 1920–1930-х годов: романтизировать «красных», большевиков, борцов за республику и революцию. 

 

Шолохов стремится создать объёмную картину, максимально достоверно показать все основные силы, участвующие в историческом процессе, предоставляя читателю возможность увидеть события во всей их полноте и сложности. Именно читатель делает выводы о причинах катастрофы, пережитой донскими казаками и в целом русским народом. Основную свою задачу автор видел в том, чтобы честно показать то, что произошло с Россией, с русскими людьми, не скрывая, не пряча, не романтизируя ни войну, ни убийства, ни убийц, под какими бы знамёнами они ни выступали, какие бы идеи ни отстаивали.

 

Для Шолохова Гражданская война – это эпоха самой чудовищной по масштабу российской смуты, эпоха общенационального раздора и разора, всенародной распри. Но прежде всего период духовно-нравственного разврата, моральной деградации, тяжёлого обморока, который переживает народ, время помутнения национального духа и всеобщего озверения, время разрушения духовно-нравственных опор, позволяющих человеку оставаться человеком. Однако автору удаётся увидеть и показать эти опоры.

 

Роль женских образов в романе «Тихий Дон»

 

В размеренное эпическое повествование Шолохов включает лирические отступления: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слёз – не замыть тоски!». Это оплакивает навсегда оставшихся на полях сражений казаков, и выражает сострадание тем, кто напрасно ждёт их возвращения.

 

Сёстры, жёны и матери казаков чаще всего символизируют эти нравственные опоры, которые потеряли воюющие стороны. Война, убийства, жестокость губят женщин, но не разлагают их изнутри. Многие женские образы «Тихого Дона» ‒ это воплощение примирения, сострадания, прощения, жизненной мудрости, любви. 

 

Героиням романа удаётся подняться над личными обидами, преодолеть ненависть даже к не ведающим, что творят, убийцам, т. е. возвыситься до уровня христианского миропонимания. Такой духовно-нравственной высоты в романе Шолохова достигает Ильинична, испытавшая «непрошеную жалость» к заболевшему Михаилу Кошевому, перед смертью нашедшая силы простить убийцу своего сына.


Контрольные вопросы

 

1. Каково авторское отношение к Гражданской войне?

2. Что, по мнению автора, может быть одной из опор в эпоху исторических катастроф и нравственного падения?

3. Сопоставьте образы Натальи и Аксиньи.


Трагедия Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» (путь поиска правды героем)

Русская литература XX века
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История