Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Глобальная продовольственная проблема

Глобальные проблемы человечества

Глобальная продовольственная проблема

План урока

  • Рассмотреть классификацию продовольствия и структуру потребления продовольствия в мире;
  • Изучить факторы, обострившие продовольственную проблему во второй половине ХХ в.;
  • Изучить географию сытости и голода;
  • Рассмотреть сценарии преодоления продовольственной проблемы.

Цели урока

  • Знать классификацию продовольствия и структуру потребления продовольствия в мире;
  • Знать факторы, способствовавшие обострению продовольственной проблемы во второй половине ХХ в.;
  • Знать пояса сытости и голода в мире;
  • Уметь приводить аргументы в пользу того или иного сценария преодоления продовольственной проблемы.

Разминка

  • Как продовольственная проблема связана с экологической и проблемой демилитаризации?
  • Какие действия предпринимает ООН для решения продовольственной проблемы?

Наша планета способна прокормить 10-15 млрд. человек. На протяжении всей истории человечества наблюдалась нехватка продовольствия, но в глобальную проблему она оформилось во второй половине ХХ в. Несмотря на постоянный рост производства продовольствия, численность голодающего населения не уменьшается и составляет примерно 1 млрд. чел.

 

Классификации продовольствия:

Несмотря на рост доли промышленного продовольствия, основная часть мирового населения (в частности, жители развивающихся стран) потребляет естественное и культивируемое продовольствие.

 

Современное культивируемое и промышленное продовольствие значительно отличается от естественного, поскольку для его производства активно используются химические удобрения, антибиотики, гормоны и т.д. Достижения современной науки позволяют увеличивать количество производимой продукции, но её качество и безопасность оставляет сомнения.

 

Структура потребления продовольствия в мире:

Факторы, в результате которых во второй половине ХХ в. обострилась продовольственная проблема:

 

  • быстрый рост населения;
  • бурная урбанизация и отток сельского населения в города;
  • неэффективное сельское хозяйство;
  • переориентация многих развивающихся стран на добычу полезных ископаемых;
  • экспорт аграрной продукции;
  • нехватка пригодных для ведения сельского хозяйства земель;
  • дефицит пресной воды;
  • рост цен на продовольствие на мировом рынке.

На количество пищи, необходимой для нормальной жизни человека, влияют его возраст, пол, характер и условия жизни.

Медицинской нормой считается получение 2800 килокалорий (ккал)в день, недоедание – не более 1800 ккал/день, а голод – 1000 и менее ккал/день.

Рис. 1. Карта голода (по данным ФАО, 2015 г.), с указанием доли недоедающих в % Рис. 1. Карта голода (по данным ФАО, 2015 г.), с указанием доли недоедающих в %

Доля регионов мира в населении и потреблении продовольствия в начале XXI в.:

 

Регион

Население, %

Потребление продовольствия, %

Европа

10

42

Англоамерика

5

30

Латинская Америка

9

8

Прочие

76

20

 

Сценарии решения продовольственной проблемы:

 

  1. снижение темпов роста населения;
  2. увеличение объёмов производства продовольствия;
  3. увеличение объёмов производства продовольствия при  сохранении высоких темпов роста населения;
  4. увеличение объёмов производства продовольствия при снижении темпов роста населения.

Пути наращивания производства продовольствия:

 

  • экстенсивный  – расширение площади обрабатываемых земель и пастбищ, поголовья скота;
  • интенсивный – существенное повышение продуктивности имеющихся сельскохозяйственных угодий/поголовья скота за счёт введения высокоурожайных сортов/пород, новых методов обработки почвы, развития механизации, химизации и мелиорации.

Вывод

 

Продовольственная проблема тесно связана с проблемой преодоления социально-экономической отсталости развивающихся стран. Нехватка продовольствия в этих государствах является источником социальной и политической нестабильности во всём мире. В настоящее время можно выделить пояса сытости и голода. Развитые страны потребляют 3/4 всего продовольствия, при этом имея 15% мирового населения. Главный путь преодоления продовольственной проблемы – интенсивный – повышение продуктивности имеющихся сельскохозяйственных угодий.


Контрольные вопросы

 

1. Какие изменения могут произойти в мировой географии сытости и голода? Почему?

2. В каких регионах мира проводилась «зелёная революция»?

3. Какой сценарий преодоления продовольственной проблемы наиболее эффективен? Ответ обоснуйте.


 

Юго-Восточная Азия. Индонезия — крупнейшая страна-архипелаг

Зарубежная Азия
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Век демократизации. «Великие идеологии»

    История