Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Свобода и необходимость в деятельности человека

Общество и человек

19.03.2024
6881
0

Свобода и необходимость в деятельности

 

План урока

  • Свобода и ответственность
  • Свобода как познанная необходимость
  • Что такое свободное общество

Цели урока

  • знать основные понятия: различные трактовки понятия свободы человека
  • уметь описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека, объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе, характеризовать свободное общество

Разминка

Буриданов осёл (лат. Asinus Buridani inter duo prata — буриданов осёл между двух лужаек) — старинный мысленный эксперимент, названный в честь богослова Жака Буридана. Перед привязанным ослом, на равном удалении от морды, поставили два одинаковых стога сена (по другой версии, его поставили между двух лужаек с одинаковой травой, по третьей — перед двумя одинаковыми кормушками). Осёл был умным (по-своему) и никак не мог решить из какого стога (с какой лужайки, кормушки) ему есть. Страдал от этого, будучи нерешительным, так и умер голодным. Можно ли быть абсолютно свободным и иметь свободу выбора? 

Свобода и ответственность

Человек отличается от животного не только речью, способностью к труду и разумом. Не менее важной особенностью является свобода выбора человека. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, выполняет определённые общественные функции и осваивает социальные роли, постепенно делает выбор, решает, какой пойти дорогой. И общество не всегда влияет на принимаемые решения. Личность обладает свободой выбора.

 


Свобода — это способность человека действовать соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Это не единственное понимание свободы в философском знании 

(табл. 1). 


Таблица 1. Понимание свободы

 

Свобода — это…

естественное право человека

высшая ценность человеческой жизни

основная идея либералов

составляющая мирового стандарта демократии

стремление к свободе — одно из самых сильных человеческих чувства

 

Сущность свободы — выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Условиями существования свободы считаются следующие факторы:

  • человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею;
  • свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной. Вспомним знаменитую мудрость: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Таблица 2. Соотношение абсолютной и относительной свободы

 

Относительная свобода во внешних условиях жизни

Абсолютная свобода во внутренней жизни

Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности.

В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями. 

 

Всегда, совершая тот или иной поступок, мы предполагаем, что делаем свой выбор и свободны в этом выборе. Иногда в подобной ситуации человек забывает об ответственности за принятое решение, которое является результатом свободы выбора. Находясь в состоянии стресса, человек может выбрать такие способы борьбы с ним (например, алкоголь, наркотики), из-за которых может пострадать здоровье, отношения с окружающими, карьера и много другое. Надо понимать, что, делая выбор, мы всегда должны оценить степень ответственности за последствия своего решения.

Подлинно свободный человек не станет рабом сиюминутных настроений и изберёт здоровый образ жизни. 

Отклонение поведения человека от принятых социальных норм вызывает реакцию общества, а негативное отклонение влечёт за собой санкции, т. е. наказание. Такое наказание называют ответственностью человека за свои поступки и их последствия. Это вид внешнего воздействия на человека.

 


Ответственность — это осознание объективных условий и поставленных целей, необходимость выбора способа действия и принятия результатов деятельности. По мере развития человеческой свободы индивидуальная ответственность усиливается (табл. 3).


Таблица 3. Виды ответственности

 

Виды ответственности 

Моральная

Юридическая

Политическая

Не влечёт никакого наказания. Человек сам чувствует свою ответственность и её степень зависит от его порядочности, человечности.

Предполагает наказание за нарушение правовых норм и принципов со стороны государства.

Особое значение приобретает ответственность лидеров государства, а также избирателей за свой выбор.

 

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. 

Свобода как познанная необходимость

В философии проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (судьбой, Богом и др.). Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношения между деятельностью людей, объективными законами природы и общества.

 


Необходимость — устойчивая существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. 


 

Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, то есть независимых от сознания человека, законов. Необходимое вытекает из сущности вещей и при определённых условиях должно обязательно произойти. Взаимосвязь свободы и необходимости в истории было различным. Выделяются две концепции: волюнтаризм и фатализм (рис. 1). 

 

Рисунок 1. Мера свободы и необходимости


Практическое задание 1 

 

Приведите примеры волюнтаризма и фатализма из истории, литературных произведений.


Свободное общество

Подлинная свобода состоит в выборе поступков, принципов, действий, которые превращаются в убеждения. Такой человек даже при экстремальных общественных условиях, тоталитарном режиме не изменит своим принципам, веря в их торжество. Свобода означает состояние человека способного действовать на основе выбора.

Какое же общество может обеспечить такой выбор? Свободное общество. Какое оно? Это там, где государство не вмешивается в личную жизнь граждан? Только ли в этом подлинная свобода? Нет. Свобода тесно взаимосвязана с такими ценностями, как ответственность, справедливость, гуманность. Регулирующую роль в таком обществе получает государство, цель которого — улучшить жизнь своих граждан. Здесь уместно вспомнить такое понятие как «гражданское общество», при котором граждане сами обращаются к  государству для решения своих вопросов, это соотносится с целями свободного общества. Ещё одной характеристикой свободного общества является свобода от стереотипов и предрассудков. Только демократический политический режим может дать возможность реализоваться всем целям свободного общества. Эти принципы должны быть во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной.

 

Но наличие свободного общества зависит не только от участия государства в жизни общества, но также и от того, насколько само общество ответственно, справедливо и готово кооперироваться. На основе этого появляются свободные ценности и вырабатываются новые, в рамках которых живёт свободное общество.

 


ИТОГИ

 

Не существует абсолютно ни от чего не зависящий свободы. Свобода воли выражается не в воображаемой независимости от объективных законов, условий общественной жизни, а в том, чтобы сознательно применять объективные законы с учётом условий их действия.

 

Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. 

 

Свобода — это возможность человека реализовывать интересы и потребности, не нарушая при этом прав других людей и учитывая свою ответственность перед обществом. В этом состоит необходимость, то есть те законы, которые действуют независимо от человека, но должны им соблюдаться.

 

Свободное общество — это такое общество, когда государство вмешивается в жизнь человека только по мере необходимости и только в определённых случаях.


Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Существует несколько подходов к пониманию свободы. Концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости, носит название ____________(А). Противоположная ей концепция, признающая волю как первооснову всего сущего, называется ___________(Б). С точки зрения современной философии, ядром свободы является ________________ (В). Однако выбор человека имеет свои границы. Внутренними ограничителям свободы человека является _____________ (Г), в основе которой ______________ (Д) человека. Кроме внутренних, есть и _______________ (Е) ограничения свободы человека, среди которых место человека в обществе, социальные нормы, уровень развития общества и другое.

Слова в списке даны в начальной форме. Каждое слово может быть использовано только один раз.

  1. Совесть
  2. Фатализм
  3. Актуальный
  4. Внешний
  5. Решение
  6. Волюнтаризм
  7. Ответственность
  8. Потребность
  9. Выбор


Контрольные вопросы

 

1. Какие подходы к пониманию свободы есть в философии? 

2. Каковы границы свободы в современном понимании? Как необходимость связана со свободой? 

3. Что является ядром свободы? Почему?

4. Как связаны деятельность и свобода?


Словарь урока

 

Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия и поступки.

Необходимость — то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.


Ответ на практическое задание 1

  • В волюнтаризме за некоторые политические решения обвинили Н. С. Хрущёва (желание засеять все поля кукурузой или возделывать южные культуры в северных широтах (что и было сделано), повернуть реки вспять и снести горы (чего не было сделано, к счастью).
  • В поэме Гомера «Илиада» царевичу Трои Гектору было предсказано погибнуть в бою с Ахиллесом и даже боги не смоги изменить его судьбу.


Ответы

2, 6, 9, 7, 1, 4


Предыдущий урок
Духовная культура общества
Общество и человек
Следующий урок
Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Право
Поделиться:
  • Свобода и необходимость в деятельности человека

    Обществознание

  • Закон всемирного тяготения. Движение планет и искусственных спутников

    Физика

  • Десятичные и натуральные логарифмы

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке