Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Л.Н. Толстой. Анализ эпилога. Подготовка к сочинению

Русская литература XIX века

Л. Н. Толстой. Анализ эпилога. Подготовка к сочинению

План урока

  • Эпилог
  • Смысл названия
  • Подготовка к сочинению

Цели урока

  • Знать содержание и значение эпилога в романе-эпопее Л. Н. Толстого
  • Уметь составлять план сочинения, анализировать художественный текст

Разминка

Любимая мысль Л. Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – душевная подлость»

 

Как вы понимаете эту мысль?

Эпилог

 

Самым важным элементом композиции романа «Война и мир» в идейном понимании является эпилог. Он несет большую смысловую нагрузку в общем замысле произведения. Толстой подводит итог своей огромной истории, затрагивая такие насущные темы, как семья и роль личности в историческом процессе.

Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге. В семье как бы стирается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Болконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство «гордой любви» Николая к графине Марье, основанное на удивлении «перед ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенном, нравственном миром, в котором всегда жила его жена». Когда княжна Марья в эпилоге приезжает в Москву и узнает о положении Ростовых и, как говорили в городе, о том, «что сын жертвует собой для матери», она начинает испытывать еще большую любовь к Николаю. И трогательно «покорное, нежное чувство Марьи к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его». Теперь Николай много работает, состояние быстро увеличивается, несмотря на большие долги; мужики из других имений приходят просить, чтобы он купил их хозяйства.


В эпилоге романа под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала: «Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое».

Это новое семейство возникло неслучайно. Оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальным, интимным отношениям между людьми. 1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Каратаевское принятие жизни во всей ее пестроте и многосложности, умение жить в мире и гармонии со всеми присутствует в финале романа. В разговоре с Наташей Пьер замечает, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь.

 

Как и во всякой семье, в большом лысогорском семействе возникают порою конфликты и споры. Но они носят мирный характер и лишь укрепляют прочность отношений. Хранителями семейных устоев оказываются женщины – Наташа и Марья. Между ними есть прочный, духовные союз. «Мари, это такая прелесть! – говорит Наташа. – Как она умеет понимать детей. Она как будто только душу их видит». «Да, я знаю, – перебивает графиня Марья рассказ Николая о декабристских увлечениях Пьера. – Мне Наташа рассказала».

Наташа в эпилоге предстает уже в ином облике. К этому времени у нее уже три дочери и один сын. Она пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно». По выражению Толстого, она – «плодовитая самка». Все, кто знал Наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене.
 

И, наконец, в конце эпилога, наполненном философскими рассуждениями, Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее только народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.


  1. Что добавляет эпилог к пониманию образа Наташи Ростовой?
  2. Как в эпилоге раскрывается дальнейшая судьба Пьера Безухова?


Смысл названия

 

Роман-эпопея «Война и мир» – грандиозное по масштабу произведение, охватывающее все стороны бытия русского общества в определенный исторический период его развития. В название вынесены два слова-антонима. Каждое из них обладает смысловой многозначностью, которая раскрывается в контексте и связана с философским осмыслением понятия «мир».

 

В дореволюционное время слово «мир» имело два буквенных начертания и два значения: «мiръ»«вселенная, люди», и «миръ» – антоним к слову «война».

Точно так же слово «война» означает не только военные действия между враждующими армиями, но и моральную враждебность людей в мирной жизни, разделенных социальными и нравственными барьерами.

 

Идея мира многопланова и многогранна. Каждый человек – неповторимый мир, и он же частица единого целого. В романе мы видим миры Ростовых и Болконских, высшего света и народа.

 

На героев Толстого оказывают влияние разные миры со своими требованиями. Человек, сливаясь с окружением, может стать свободным и счастливым, постичь смысл жизни. Но если он попадает под влияние мира людей, чуждого его сущности, он становится несчастным.

 

Кроме того, в заглавии романа заключена антитеза, раскрывающая систему жизненных ценностей, которые утверждает или отрицает Толстой. Противопоставление выражено парами ключевых понятий: жизнь – смерть, счастье – страдание, добро – зло, единение – индивидуализм, естественность – фальшь, природа – цивилизация.

 

Антитеза становится главным стилевым принципом «Войны и мира». Контраст, завяленный в названии, последовательно реализуется в композиции в парности образов (Наташа – Элен, Кутузов – Наполеон, Платон Каратаев – Тихон Щербатый и т. д.) и изображении сцен мирной жизни и войны. В области психологизма прием антитезы воплощается в описании постоянной внутренней борьбы в душах героев и противопоставлении сознания и подсознания. В предметном изображении этот принцип проявляется в несоответствии внешнего облика душевным качествам героя (внешняя некрасивость – внутренняя красота).


  1. Почему путь к гармонии и счастью автор видит в единении людей?
  2. Вспомните сон Пьера в плену. Раскройте смысл образа-символа «живого, колеблющегося шара». Почему вся поверхность этого шара состоит из капель, плотно сжатых между собой?
  3. Что помогает остановить Наполеона? Возможна ли победа без объединения всем миром?


Подготовка к сочинению

 

Исходя из творческой идеи писателя, «Война и мир» при всей своей величественности – только часть грандиозного авторского замысла, замысла, охватывающего важнейшие эпохи русской жизни, замысла, так до конца и не осуществлённого Толстым.

На разных этапах работы автор представлял своё произведение как широкое эпическое полотно. Создавая своих полувымышленных и вымышленных героев, Толстой, как он сам говорил, писал историю народа, искал пути художественного постижения «характера русского народа». На фоне масштабного, эпического повествования Толстой проникает в глубины человеческой души, показывает читателю развитие внутреннего мира героев, путь их нравственного совершенствования или процесс морального опустошения, как в случае с семьей Курагиных. Всё это позволило писателю раскрыть свои этические принципы, увлечь за собой читателя на путь собственного самосовершенствования.

«Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми», – считал Толстой.

Открытия в области человеческого характера идут у писателя рука об руку с открытиями в народной жизни, в жизни общества. «Как эпический писатель, Толстой – наш общий учитель», – говорил Анатоль Франс. Проявляя исключительный интерес к каждому отдельному человеку, Толстой умел органически включить этого человека вместе с деталями его психологии и судьбы в события и процессы, захватывающие миллионы людей.

 

Темы сочинений по роману-эпопее «Война и мир»:

 

  • Роль эпилога в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Семья Болконских и семья Ростовых
  • Кутузов и Наполеон
  • «В поисках смысла жизни» («Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского» / «Путь идейно-нравственных исканий Пьера Безухова»)
  • «Человек и природа в романе «Война и мир»
  • «Наташа Ростова на пути к счастью»
  • «Мысль народная» в романе «Война и мир»
  • Москва и Петербург в изображении Толстого

Композиция любого сочинения состоит из трёх обязательных элементов:
 

1. вступление

2. основная часть 

3. заключение

 

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют в композиции сочинения сходную роль.

Функция вступления – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Задача заключения – подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.
 

Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, доказать в дальнейшем изложении. Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы к нему есть отсылка; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.

Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением. В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств.


Контрольное задание

 

Выбрать тему сочинения. Выписать из романа цитаты для аргументации.


 

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

Русская литература XIX века
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество

    История