Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.С.Пушкин. Периоды жизни и творчества. Основные темы лирики. Тема свободы.

Русская литература XIX века

А. С. Пушкин. Периоды жизни и творчества. Основные темы лирики. Тема свободы. «Вольность», «Деревня», «Во глубине сибирских руд…», «Свободы сеятель пустынный…»

План урока

  • Слово о поэте
  • «Вольность»
  • «Деревня»
  • «Во глубине сибирских руд…»
  • «Свободы сеятель пустынный…»

Цели урока

  • Знать биографию А. С. Пушкина, периодизацию его творчества
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Вступление

«Он у нас начало всех начал. Читайте почаще Пушкина, это – основоположник поэзии нашей и всем нам всегда учитель»

М. Горький

 

Пушкин совершил подлинный переворот и в самой русской литературе, и в отношении к ней русского общества. «Он первый возвел у нас литературу в достоинство национального дела, – писал Н. Г. Чернышевский. – Он был первым поэтом, который стал в глазах всей русской публики на то высокое место, которое должен занимать в своей стране великий писатель. Вся возможность дальнейшего развития русской литературы была приготовлена и отчасти еще приуготовляется Пушкиным».

 

Новаторство Пушкина опиралось на традиции предшествующей литературы: М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина и А. Н. Радищева, Шекспира и Байрона и многих других русских и зарубежных писателей.

 

Решающее влияние на духовное развитие Пушкина оказали Отечественная война 1812 года и движение декабристов. Поэт был широко начитан в трудах французских философов.

 

Пушкин первым из русских писателей обратился к всестороннему изображению действительности. Он стал основоположником реализма в русской литературе, утвердил в ней принципы народности и психологизма .

 

Слово о поэте

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

 

В лицее (1811–1817)

 

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве. В доме Пушкиных любили и знали литературу. Здесь бывали знаменитые писатели того времени – И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский. У Сергея Львовича, отца Пушкина, была прекрасная библиотека. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом своего времени, автором популярной поэмы «Опасный сосед». Из воспоминаний старшей сестры Ольги Сергеевны известно, как много читал ее маленький брат, как рано начал он писать стихи. В мир русской народной поэзии мальчика вводили рассказы бабушки и сказки няни Арины Родионовны.

 

19 октября 1811 года – день открытия царскосельского лицея. С ним будет связана судьба Пушкина в течение без малого шести лет.

В лицее формировалось мировоззрение Пушкина. Большое влияние на него оказали любимые преподаватели и в первую очередь профессор Куницын.

 

Вместе с Пушкиным в лицее учились такие известные в будущем поэты, как Дельвиг и Кюхельбекер. Первые же стихотворения Пушкина сделали его признанным главой лицейской литературы, постоянным автором журнала «Лицейский мудрец». Уже в 1814 году Пушкин вышел в «большую» литературу: в журнале «Вестник Европы» было напечатано его послание «К другу-стихотворцу».

 

В лицее сложился круг друзей и единомышленников поэта. Всю жизнь хранил Пушкин благодарную память о «лицейском братстве»:

 

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.

 

В лицее Пушкин рос в обстановке вольнолюбия, и это не могло не сказаться на его творчестве. Здесь было написано одно из первых свободолюбивых стихотворений поэта – «К Лицинию»: «Свободой Рим возрос, //А рабством погублен». В лицее появились и первые эпиграммы.

 

Полнее всего в раннем творчестве Пушкина представлена анакреонтическая лирика . Юный поэт славит радости жизни – веселье, вино, дружбу, любовь («К Наталье», «Пирующие студенты», «К Пущину» и др.):

 

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита.

 

Лицейский период творчества во многом ученический, подражательный. В стихах Пушкина еще слышны голоса его учителей – Г.Р. Державина, К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского. 

 

В лицее Пушкин начал работу над поэмой «Руслан и Людмила». Его известность выходит далеко за стены лицея. Стремительный рост его поэтического дарования привлекает сочувственное внимание ценителей изящной словесности.


Какие темы поднимались в лицейской лирике А. С. Пушкина?


В Петербурге (1817–1820)

 

В 1817 году Пушкин окончил лицей и поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В течение трех лет он ведет рассеянный «светский» образ жизни, так впечатляюще описанный им в «Евгении Онегине»: балы, рестораны, театры, точнее, актрисы («почетный гражданин кулис»). Он активен в литературной и общественной жизни Петербурга. Его видят на заседаниях литературного общества «Арзамас» и кружка «Зеленая лампа». Поэт живет в насыщенной атмосфере различных настроений и споров:

 

Тут Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры…
………………………………..
Читал свои ноэли Пушкин,
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал,
Одну Россию в мире видя,
Хромой Тургенев им внимал
И, плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.

 

В ближайшем окружении Пушкина в это время – Д. В. Давыдов, герой Отечественной войны, поэт; П. Я. Чаадаев, философ и публицист; П. А. Катенин, театральный деятель, поэт, критик.

 

Пушкин не был членом декабристских обществ, но весьма сочувственно относился к идеям их участников, большинство из которых были его друзьями.

 

В лирике этого трехлетия вольнолюбивые настроения явно преобладают. Нельзя, правда, не заметить, что большинство стихотворений носят риторический характер и во многом переизлагают с пушкинским блеском мысли и вдохновения его учителей и единомышленников.

 

В 1817 году Пушкин написал в радищевских традициях оду «Вольность».


В следующем году написано первое знаменитое послание «К Чаадаеву», яркий образец утопического мышления, присущего вольнолюбивой лирике поэта в то время:

 

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

 

Цензура в это время мало волновала поэта. Его стихи мгновенно становились известными, расходясь в многочисленных списках. Приписывались ему и те, к сочинению которых он не имел отношения.

 

Раздраженное политическими стихотворениями поэта, его многочисленными эпиграммами – на царя, на Аракчеева, на архимандрита Фотия и т. п., правительство решает выслать Пушкина из Петербурга.


Что послужило причиной ссылки поэта?


В южной ссылке (1820–1824)

 

Над Пушкиным нависла серьезная опасность. Ему угрожала высылка в Сибирь или на Соловки. Благодаря заступничеству друзей, в первую очередь Жуковского, удалось заменить место ссылки. Весной 1820 г. Пушкин выехал в Екатеринослав (Днепропетровск). Начало ссыльной службы пришлось отложить из-за тяжелой болезни поэта. Вместе с попутчиками, семьей героя 1812 года генерала Раевского, Пушкин совершил поездку на целебные воды Кавказа и в Крым. 

 

Начало 1820-х годов – это время расцвета романтизма в творчестве Пушкина. В это время его любимый поэт – Байрон. Его любимый герой – загадочный, романтический юноша, разочарованный в жизни.

 

В поэме «Кавказский пленник» (1821) выразились главные черты пушкинского романтизма. Поэт создал в ней яркие картины величественной кавказской природы, очертил характеры, полные сильных страстей, гордые и независимые. 

 

Поэма имела огромный успех. «Пленник – это герой того времени», – заметил В. Г. Белинский. Вообще, южный период – время наибольшей популярности Пушкина у современников. Как это ни парадоксально, но ни один из всех последующих шедевров поэта не вызывал у широких кругов читателей    1820-х годов таких восторгов. Балеты, оперы, романсы на тексты ссыльного автора заполонили петербургские театральные сцены, салоны и гостиные.

 

В 1823 году он написал поэму «Бахчисарайский фонтан», в которой рассказывалась поэтическая легенда о любви крымского хана Гирея к своей пленнице Марии.

 

В этот же период начаты «Цыганы», которые были окончены уже в Михайловском.

 

Пушкин начал свою ссыльную службу в Кишиневе, куда была переведена канцелярия генерала Инзова. Пользуясь благорасположением своего начальства, поэт много путешествовал по Украине и Бессарабии. Особенно часто он бывал в Каменке, в имении декабриста В. Л. Давыдова. Здесь продолжались бурные петербургские споры о России и свободе. Это было время наибольшего сближения Пушкина и декабристов. 

 

Надежды царского правительства на «исправление» Пушкина не сбывались. В Петербург летели доносы тайных агентов полиции. Генерал Инзов явно не справлялся с надзором над ссыльным поэтом, и Пушкина переводят в Одессу, под начало к генералу Воронцову. Но и здесь поэт задержался ненадолго. Между ним и Воронцовым возникли сложные личные и служебные отношения. И вот уже министр Нессельроде получает от одесского генерал-губернатора послание: «…повторяю мою просьбу, – избавьте меня от Пушкина; это, может быть, превосходный малый и хороший поэт; но мне не хотелось иметь его дольше ни в Одессе, ни в Кишиневе».

 

С августа 1824 года Пушкин вынужден отбывать дальнейшую ссылку далеко на севере, в имении отца, в знаменитом теперь селе Михайловском Псковской губернии.

 

В Михайловском (1824–1826)

 

Более двух лет прожил Пушкин в Михайловском под строгим надзором местных властей. Лишь общество няни да редкие визиты друзей скрашивали его одиночество. Но и эта ссылка не сломила поэта. В одном из писем он сообщает: «…Нахожусь я в глухой деревне, – скучно, да нечего делать… вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны, она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

 

Пушкина видят в окрестностях Михайловского – то на ярмарке, где он записывает песни и сказания бродячих певцов, то возле монастыря, прислушивающимся к простонародному говору. Поэт очень много читает. Его любимым автором становится Шекспир.

 

Пребывание в Михайловском – время напряженного творческого труда. Здесь были созданы стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», «Ненастный день потух», «Сожженное письмо», «Андрей Шенье», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Вакхическая песня», «19 октября», «Сцена из Фауста», «Пророк», «Стансы», «Няне» и др.; поэмы «Цыганы», «Граф Нулин», трагедия «Борис Годунов».

 

Михайловский период – время, когда в творчестве Пушкина формировались основные принципы его реализма. «Борис Годунов» отличается, по определению самого Пушкина, «верным изображением лиц, времени, развитием исторических характеров и событий…». В своей трагедии поэт приблизился к истинному пониманию народности. В отличие от предшественников, стремившихся к воссозданию главным образом национально-этнографических особенностей, Пушкин выразил самый дух народа, сумел понять и оценить исторические события и лица с учетом «мнения народного».

 

Однако критика практически единодушно она осудила трагедию за пренебрежение традициями, за несамостоятельность. Николай I решил, что цель Пушкина «была бы выполнена, если бы он с нужным очищением переделал трагедию свою в историческую повесть или роман, наподобие Вальтер Скотта». Кстати, следует заметить, что при всех недостатках и грубых ошибках царя, его облик не соответствует укоренившемуся в нашей исторической науке образу солдафона, Николая Палкина и т. п. Не стоит забывать о его постоянном внимании к литературе, о регулярной материальной помощи тому же Пушкину, Н. В. Гоголю, о заинтересованности в судьбе Л. Н. Толстого. Что же касается «Бориса Годунова», то когда он вышел в свет, Пушкин получил от Бенкендорфа письмо: «Его Величество государь император поручить мне изволил уведомить Вас, что сочинение Ваше: “Борис Годунов”, изволил читать с особым удовольствием».

 

После ссылки (1826–1830)

 

В конце осени 1825 года умер царь Александр I. Миновало 14 декабря. Друзья сообщали Пушкину: «В бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои». 

 

Еще находясь в Михайловском, Пушкин пишет стихотворение «Стансы».

 

Жизнь и деятельность великого русского царя Петра I давно привлекали поэта:

 

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

 

И далее следует прямое обращение к новому царю:

 

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

 

Пушкин просил не только за себя, он не упустил случая замолвить слово и о своих друзьях-декабристах, что не раз еще будет делать впоследствии.

 

Николай I знал о влиянии поэта на русское общество и решил использовать его в своих целях. Он поручил ему составить записку «О народном воспитании» и сообщил, что отныне сам будет цензором его стихов.

 

Пушкин остался верен своим идеалам свободолюбия. «Я гимны прежние пою», – так завершалось стихотворение «Арион», в котором в аллегорической форме рассказывалось о недавних трагических событиях. Когда декабристки Волконская и Муравьева отправились к мужьям в сибирскую ссылку, Пушкин передал с ними свое знаменитое послание «Во глубине сибирских руд…».

 

Пушкин надеялся на осуществление программы декабристов мирным, эволюционным путем, для чего, среди прочего, следовало широко развивать просвещение. Для этого во главе государства, по его убеждению, должен стоять преобразователь, реформатор, патриот. Не потому ли фигура Петра I в эти годы постоянно привлекает Пушкина? Он начинает свое первое крупное произведение в прозе – роман «Арап Петра Великого», прославляя в нем преобразовательную деятельность великого царя.

 

Среди стихотворений, созданных поэтом после ссылки, немало отражавших его угнетенное душевное состояние. Судьба складывалась совсем не так, как предполагалось.

 

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

 

Особенной силой трагического чувства поражает стихотворение, написанное в очередной день рождения:

 

«26 мая 1828»

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

 

Лирика Пушкина необыкновенно богата и разнообразна. В 1820-1830-е годы в ней обращают на себя внимание стихотворения о поэте и поэзии, отличающиеся актуальностью и остротой проблематики. Дело в особенностях таланта Пушкина. Он развивался стремительно. Другим литературам были нужны десятилетия, чтобы пройти тот путь, на который русская литература, благодаря Пушкину, тратила месяцы и годы. 

 

Болдинская осень 1830 года

 

После долгого ожидания Пушкин получил наконец согласие на брак с Натальей Николаевной Гончаровой. Для устройства материальных дел он выехал в село Болдино, подаренное ему отцом к свадьбе. Здесь подстерегла его неожиданность. В России разразилась эпидемия холеры, и все дороги были перекрыты карантинными постами. Поэт был вынужден провести в Болдино почти три месяца. Здесь им были написаны «Повести Белкина», последние главы «Евгения Онегина», четыре драматические сцены, поэма «Домик в Коломне», свыше тридцати лирических стихотворений и много критических статей. Подобного взлета поэтического гения, подобной интенсивности творческого труда не знает более история мировой литературы. Но дело не только в количестве и многообразии написанного. Болдинская осень – это время, когда совершился переворот в творческом сознании Пушкина, когда открылась принципиально новая страница его творчества, которой – увы! – суждено было стать последней.

 

Гуманизм выдвигается на ведущие, определяющие позиции в творчестве Пушкина. В 1830-е годы и, в частности, в произведениях, написанных болдинской осенью, выявилась та особенность таланта Пушкина, которую Ф. М. Достоевский в своей речи на открытии памятника поэту в 1880 году назвал «всемирной отзывчивостью».

 

Пушкин никогда не выезжал за пределы России. Тем удивительнее его способность глубоко проникать в дух, обычаи, нравы, историю других народов и воссоздавать их в своем творчестве. В драматических сценах «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы» поэт обнаружил поистине изумительные знания и чутье в обрисовке французских, испанских, немецких, английских характеров и быта из давно прошедших эпох.


  • Что задержало Пушкина в Болдине в самый первый его приезд туда осенью 1830 года?
  • Какие произведения были написаны Пушкиным в Болдино?


Творчество 30-х годов

 

18 февраля 1831 года Пушкин обвенчался с Натальей Николаевной Гончаровой. У них было два сына – Александр и Григорий и две дочери – Наталья и Мария. 

 

Литературные занятия Пушкина в 1830-е годы поражают своим многообразием и глубиной. Продолжая писать гениальные стихи, он создал русскую прозу. Итогом его научных исследований в области русской истории стали «История Пугачевского бунта» и неоконченная «История Петра Великого».

 

Лирика 1830-х годов представлена рядом актуальных политических стихотворений – «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой», «Полководец», «На выздоровление Лукулла» и др. 

 

Начиная с 1830 годов Пушкин пишет сказки: «Сказку о попе и работнике его Балде» (1830), «Сказку о медведихе» (1830), «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831), «Сказку о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказку о золотом петушке» (1834).

 

Сказки – это еще одно доказательство постоянного и глубокого интереса поэта к устному народному творчеству. Они свидетельствуют, что он превосходно знал не только русский, но и зарубежный фольклор.

 

Пушкин много путешествует по России. В сентябре 1833 году он предпринимает большую поездку в Казань, Симбирск и Оренбург с целью сбора материала для работы над «Историей Пугачевского бунта». 

 

В 30-е годы развернулся талант Пушкина как критика и публициста. В 1836 году он получил право на издание собственного журнала «Современник» и намеревался пригласить для участия в нем лучшие силы русской литературы, в частности В. Г. Белинского. Смерть помешала осуществлению этих планов. 

 

Личная жизнь поэта складывалась трагически. Еще в 1834 году, чтобы дать возможность жене Пушкина бывать на балах в царском дворце, Николай I «наградил» поэта званием камер-юнкера. Это было оскорбительно: подобное звание давалось обыкновенно совсем молодым людям. Пушкин ненавидел великосветское общество, и оно отвечало ему взаимностью. В конце 1836 году враги поэта распустили гнусную клевету о его жене. Орудием в руках великосветских мерзавцев стал французский эмигрант Дантес. Пушкин вызвал его на дуэль. 27 января 1837 году дуэль состоялась, а 29 января поэт скончался. Русское общество было потрясено подлым убийством. Толпы людей всяких званий и возрастов прошли перед домом Пушкина. 

 

 «Вольность»

 

Ода «Вольность» была написана А. С. Пушкиным в 1817 году, а опубликована Герценом в сборнике «Полярная Звезда» (при жизни Пушкина издана не была). Также стоит отметить то, что весной 1820 года она дошла до правительства и явилась одной из причин ссылки Пушкина.

 

Центральная тема – протест против абсолютной монархической власти в России, почитание закона, утверждение вечных идеалов свободы, гуманности, равенства.

 

Поэт заявляет о неравенстве, господствующим в обществе. Он разочарован в действующей власти, душащей свободу:

 

Увы! куда ни брошу взор –
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела – Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть.

 

Пушкин вскрывает главную проблему общества образца первой половины XIX века – беззаконие, тиранию и вседозволенность правящих монархов. Он смело выражает свою гражданскую позицию, поскольку остро чувствует беззащитность простого русского человека перед властью:

 

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле…

 

Пушкин напрямую обращается к «владыкам» с призывом вспомнить, что и над ними действует Закон, и они обязаны жить под его началом:

 

Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

 

Решение государственных проблем Пушкин видит в установлении общего для всех закона.

 

Ода наполнена глубокими переживаниями автора, и является мощным призывом к самым решительным действиям:

 

Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

 

Это произведение – гимн, призывающий к преобразованиям. Неслучайно в 1917 году «Вольность» вдохновляла революционеров.

 

«Деревня»

 

Стихотворение «Деревня» было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый «петербургский» период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. 

 

Стихотворение «Деревня» посвящено чрезвычайно актуальной для того времени теме крепостного права. Оно имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов «...но мысль ужасная...») представляет собой идиллию, а вторая  – политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.

 

Деревня для лирического героя – это, с одной стороны, некий идеальный мир, где царят тишина и гармония. В этом краю, «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духовную свободу, предается «творческим думам». Образы первой части стихотворения – «темный сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «нивы полосаты» – романтизированы. Это создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне открывается во второй части, где поэт безжалостно вскрывает уродство социальных отношений, произвол помещиков и бесправное положение народа. «Барство дикое» и «рабство тощее» – основные образы этой части. Они воплощают «невежества убийственный позор», всю неправильность и бесчеловечность крепостного права.

 

Таким образом, первая и вторая части стихотворения являются контрастными, противопоставленными друг другу. На фоне прекрасной, гармоничной природы, царства «счастья и забвенья», изображенной в первой части, мир жестокости и насилия второй выглядит особенно безобразно и ущербно. Поэт использует прием контраста, чтобы отчетливей выявить основную идею произведения – несправедливость и жестокость крепостного права.

 

Этой же цели служит и отбор изобразительно-выразительных языковых средств. Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Они создают романтическую и умиротворенную атмосферу: «льется дней моих поток», «мельницы крилаты», «озер лазурные равнины», «мирный шум дубрав», «тишина полей». Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «измученные рабы», «неумолимый владелец». Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями. Они демонстрируют возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.

 

«Во глубине сибирских руд…»

 

Стихотворение «Во глубине сибирских руд...» датируется концом декабря 1826 года – началом января 1827 года. Пушкин передал его сосланным декабристам через А. Г. Муравьеву, уезжавшую из Москвы к мужу на каторгу в начале января 1827 года. Жанр – дружеское послание .

 

В этом стихотворении звучит характерная для творчества Пушкина тема свободы. Поскольку послание адресовано декабристам, есть основания полагать, что речь идет не только о свободе вообще, но и о свободе от деспотии царской власти. Совершенно очевидно, что в этом стихотворении декабристы получают у Пушкина полное нравственное признание: у них «дум высокое стремленье», их «скорбный труд» «не пропадет»:

 

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

 

«Свободы сеятель пустынный…»

 

В 1823 году Пушкин переживает глубокий кризис. Состояние духовного упадка, пессимизма, овладевшего поэтом, нашло отражение в ряде стихотворений, в том числе в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...»

 

Пушкин использует сюжет евангельской притчи о сеятеле. Эту притчу произносит Христос в присутствии двенадцати учеников при стечении народа: «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный». Если в евангельской притче хотя бы часть «семян» принесла «плод», то вывод пушкинского лирического героя гораздо менее утешителен:

 

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

 

Композиционно и по смыслу стихотворение распадается на две части. Первая посвящена сеятелю, ее тон – возвышенно-приподнятый, чему способствует использование евангельской образности («сеятель», «живительное семя»). Вторая – «мирным народам», здесь тон лирического героя резко меняется, теперь это гневное обличение, «мирные народы» сравниваются с покорным стадом:

 

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

 

С помощью знаменитой притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка в столкновении с толпой. «Свободы сеятель пустынный» – поэт (причем не только сам Пушкин, но поэт как таковой), «живительное семя», которое сеет лирический герой, символизирует слово, поэзию вообще и политические стихотворения и радикальные высказывания, ознаменовавшие жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе, в частности. В результате лирический герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы».

 

Деятельность Пушкина – это целая эпоха в развитии искусства. Он явился гениальным создателем русской литературы. Эта мысль может быть убедительно доказана на примере пушкинской прозы. Из «Капитанской дочки» вышел русский исторический роман, из «Пиковой дамы» – Достоевский с его «Преступлением и наказанием», прозаический отрывок Пушкина «Гости съезжались на дачу…» вдохновил Л. Н. Толстого – была начата «Анна Каренина», «История села Горюхина» предваряет сатирические хроники М. Е. Салтыкова-Щедрина.

 

Пушкин утвердил реализм в русской литературе. Он изображал человека в процессе его развития и эволюции общества. Его творчество характеризуется такими особенностями, как историзм, народность, психологизм и гуманизм.

 

Пушкин сделал русскую литературу зеркалом общественной жизни. В его произведениях нашли отражение все основные проблемы русской действительности первой трети XIX века.

 

Пушкин был великим художником. «Особенная принадлежность поэзии Пушкина и одно из главнейших преимуществ его перед поэтами прежних школ – полнота, оконченность, выдержанность и стройность его созданий», – указывал В. Г. Белинский.

 

Пушкин – один из создателей русского литературного языка. При этом он опирался на сокровищницу языка народного.

Пушкин остается непревзойденным мастером слова, учителем и вдохновителем русских литераторов. И предсказание поэта сбылось:

 

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

 

Пушкиным завещано грядущим поколениям творцов и читателей понимание литературы как высшей духовной ценности, независимой от обстоятельств, невзирая на недостойные попытки приспособить ее к нуждам «низкой жизни».


Контрольные вопросы

 

  1. Как вы думаете, почему такое большое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дружбе и друзьям?
  2. Назовите пушкинские произведения на исторические сюжеты.
  3. Становление какого литературного направления находит отражение в творчестве Пушкина?
  4. Какие общественные идеалы раскрываются в вольнолюбивых стихотворениях Пушкина?
  5. В чем общечеловеческое значение лирики Пушкина? Почему его стихи не могут устареть?


Задание 

 

Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений Пушкина на тему свободы.


 

 

А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии.

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика