Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

А.К. Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого.

Русская литература XIX века

А. К. Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого

План урока

  • Алексей Константинович Толстой
  • Лирика А. К. Толстого

Цели урока

  • Знать жизненный и творческий путь А. К. Толстого
  • Уметь анализировать поэтические тексты

Вступление

Алексей Константинович Толстой – многосторонний художник: лирический поэт, автор исторических баллад и былин, прозаик, драматург. И. С. Тургенев писал, что он «...обладал в значительной степени тем, что одно дает жизнь и смысл художественным произведениям – а именно: собственной оригинальной и в то же время разнообразной физиономией; он свободно, мастерской рукой распоряжался родным языком ... оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений ... был создателем нового у нас литературного рода, – исторической баллады, легенды».

Алексей Константинович Толстой 
(1817–1875) 

 

Есть ряд фактов биографии А. К. Толстого – важных для понимания мировоззрения и творчества писателя. Воспитывался А. К. Толстой известным беллетристом Алексеем Алексеевичем Перовским (дядей со стороны матери) – известным в русской литературе под псевдонимом Антоний Погорельский. Творческая атмосфера дома дяди пробудила в А. К. Толстом писательский дар. Позднее он вспоминал: «С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи ... я упивался музыкой разнообразных ритмов и старался усвоить их технику». 

 

Раннее представление А. К. Толстого к царскому двору (в 1829 году) не менее важный факт биографии, оказавший существенное влияние как на его личную судьбу, так и на творчество и мировоззрение. С наследником престола, будущим императором Александром II, он был дружен с детских лет. По словам современников, А. К. Толстой – «домашний человек у наследника и входит к нему без доклада». С 1826 года А. К. Толстой живет в Москве, получает домашнее образование, готовится к университетскому экзамену по предметам словесного факультета. В 1831 году последовало длительное путешествие по странам Европы: Толстой побывал в Италии, в городах Венеция, Верона, Милан, Генуя, Пиза, Лукка, Флоренция, Рим, Неаполь. В Германии он был представлен высокопоставленным лицам и знаменитостям, в частности Гете и великому герцогу Карлу Александру. 

В 1834 году А. К. Толстой был зачислен в московский архив министерства иностранных дел. Необременительная архивная работа повлияла на формирование интереса писателя к историческому прошлому России. С 1837 года начинается четырехлетний период пребывания А. К. Толстого за границей (Германии, Италии, Франции) на дипломатической работе. 

 

В 1840-х годах поэт возвращается в Петербург и служит во 2-м отделении е. и. в. канцелярии, ведавшего вопросами законодательства. В это же время укрепляются придворные связи поэта и, вместе с тем, растет желание освободиться от службы. Главное место в его жизни начинает занимать литература. 

 

В 1841 году А. К. Толстой печатает под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения, в котором он провел детские годы, Красный Рог) свою первую фантастическую повесть «Упырь», которую позже, однако, автор не включил в собрание сочинений. Вновь издана она была лишь в 1900 году Вл. Соловьевым. В 1840-е годы писатель начинает работать над романом «Князь Серебряный»; в это время появляется ряд известных стихотворений – «Колокольчики мои», баллады «Курган», «Василий Шибанов» и другие. Серьезная литературная известность пришла к А. К. Толстому в 1850-е годы. В это время начинается литературное сотрудничество с двоюродными братьями Жемчужниковыми (Алексеем, Александром, Львом, Владимиром). В первой половине 50-х годов совместно    с     Алексеем,     Владимиром      и     Александром     Жемчужниковыми
А. К. Толстой создает образ Козьмы Пруткова. 

 

Во время Крымской войны 1853–1856 годов, решительным образом сказавшейся на жизни всех русских людей, А. К. Толстой отправляется в действующую армию добровольно, но принять участия в военных действиях ему не удалось, так как под Одессой он опасно заболел тифом и находился на грани жизни и смерти. Путешествие по южному берегу Крыма после болезни повлекло за собой создание цикла стихотворений «Крымские очерки». 

 

В конце 50-х годов А. К. Толстой начинает работу над поэмой «Дон Жуан», продолжает работу над романом «Князь Серебряный», печатает стихотворные произведения в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Русский вестник», «Русская беседа». 

 

А. К. Толстой принадлежал к высшей дворянской знати, вращался в избранных светских кругах обеих столиц, придворном обществе. Благополучная, блистательная, насыщенная впечатлениями и светскими развлечениями жизнь составляла внешнюю сторону существования А. К. Толстого. Внутреннее же ее содержание иное – одиночество, замкнутость, постоянное желание удалиться от официальной службы, во многом книжные представления о мире. 

 

«Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей природе», «Служба и искусство несовместимы», «Я не могу восторгаться вицмундиром, и мне запрещают быть художником», – подобные высказывания звучат в письмах поэта, начиная с 1840-х и кончая 1860-ми годами. Окончательная отставка от службы произошла в 1861 году; с этого времени А.К. Толстой вел независимую жизнь аристократа в своих поместьях и за границей. В начале 60-х годов издана была поэма «Дон Жуан», роман «Князь Серебряный». В 1863–1870 годах появляется знаменитая драматическая трилогия Толстого – «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В 1867 году выходит сборник стихотворений поэта, подводящий итог 20-летней поэтической работы. В конце 1860–1870-е годы появляются новые сатирические произведения Толстого. В 70-е годы писатель начинает работу над драмой «Посадник», события которой происходят в древнем Новгороде, но пьеса эта не была закончена.


  1. В чем своеобразие представлений А. К. Толстого о поэзии, о характере поэтического творчества?
  2. По какой причине поэт называл себя «певцом, державшим стяг во имя красоты»?


Лирика А. К. Толстого

 

А. К. Толстой – поэт с ярко выраженным своеобразием. Его представления о поэзии, ее месте в жизни человека, назначении, характере поэтического творчества развивались под влиянием идеалистических идей. В одном из писем к жене, С. А. Толстой, поэт так определил характер творчества: «...знаешь, что я тебе говорил про стихи, витающие в воздухе, и что достаточно их ухватить за один волос, чтобы привлечь их из первобытного мира в наш мир... Мне кажется, что также относится к музыке, к скульптуре, к живописи. Мне кажется, что часто, ухватившись за маленький волосок этого древнего творчества, мы неловко дергаем, и в руке у нас остается нечто разорванное или искалеченное или уродливое, и тогда мы дергаем снова обрывок за обрывком, а потом пытаемся склеить их вместе или то, что недостает, заменяем собственными измышлениями, подправляем то, что сами напортили своей неловкостью, и отсюда — наша неуверенность и наши недостатки, оскорбляющие художественный инстинкт... Чтобы не портить и не губить то, что мы хотим внести в наш мир, нужны либо очень зоркий' взгляд, либо совершенно полная отрешенность от внешних влияний, великая тишина вокруг нас самих и сосредоточенное внимание, или же любовь, подобная моей, но свободная от скорби и тревог». В поэтической форме эти взгляды были высказаны А. К. Толстым в программном стихотворении «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель...»:

 

Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! 
Вечно носились они над землею, незримые оку. 
...Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать, 
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово, 
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный. 

 

Представляя обзор творчества поэта в статье «Поэзия гр. А. К. Толстого», Вл. Соловьев отмечал главную идею стихотворения: «Истинный источник поэзии, как и всякого художества, – не во внешних явлениях и также не в субъективном уме художника, а в самобытном мире вечных идей или первообразов». А. К. Толстой назвал себя «певцом, державшим стяг во имя красоты». В поэме «Иоанн Дамаскин» он писал:

 

Мы ловим отблеск вечной красоты: 
Нам вестью лес о ней звучит отрадной, 
О ней поток гремит струею хладной 
И говорят, качаяся, цветы.

 

«Мое убеждение состоит в том, – отмечал А.К. Толстой, – что назначение поэта – не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая любовь к прекрасному, которая сама найдет себе применение безо всякой пропаганды». Толстой высказал эту мысль уже на закате своих дней, в 1874 году, когда подводились итоги жизни, но начиная с 1840-х годов поэт не приемлет то прагматическое понимание искусства, которое начало укореняться в литературе. О примитивно понимаемой пользе, в том числе и искусства, высказывались многие русские писатели-мыслители – Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др. В 1871 году Толстой напишет «балладу с тенденций» «Порой веселой мая», в которой в яркой сатирической форме (диалога наивной невесты и прагматического жениха) представит «полезные» воззрения нового времени:

 

И взор ее он встретил, 
И стан ей обнял гибкой. 
— О, милая! — ответил 
Со страстною улыбкой: 
— Здесь рай с тобою сущий! 
Воистину все лепо! 
Но этот сад цветущий 
Засеют скоро репой! 

 

Наивысшим проявлением красоты жизни была для А. К. Толстого любовь. Именно любовь открывает человеку суть мира:

 

«Меня во мраке и пыли», 1851, 1852

Меня, во мраке и пыли 
Досель влачившего оковы, 
Любови крылья вознесли 
В отчизну пламени и слова; 
И просветлел мой темный взор, 
И стал мне виден мир незримый. 
И слышит ухо с этих пор, 
Что для других неуловимо, 
И с горней выси я сошел, 
Проникнут весь ее лучами, 
И на волнующийся дол 
Взираю новыми очами. 
И слышу я, как разговор 
Везде немолчный раздается, 
Как сердце каменное гор 
С любовью в темных недрах бьется, 
С любовью в тверди голубой 
Клубятся медленные тучи, 
И под древесною корой, 
Весною свежей и пахучей, 
С любовью в листья сок живой 
Струей подъемлется певучей. 
И вещим сердцем понял я, 
Что все, рожденное от Слова, 
Лучи любви кругом лия, 
К нему вернуться жаждет снова. 
И жизци каждая струя, 
Любви покорная закону, 
Стремится силой бытия 
Неудержимо к Божью лону. 
И всюду звук, и всюду свет, 
И всем мирам одно начало, 
И ничего в природе нет, 
Чтобы любовью не дышало.

 

Как  и  в  пушкинском  «Пророке»,  который  близок  образностью  к  стихотворению
А. К. Толстого, в произведении нарисована картина перерождения обыкновенного человека в пророка, поэта под влиянием могущественной Божественной силы любви. Любовь для Толстого всеобъемлющее, высшее понятие, основа, на которой строится жизнь. Одним из проявлений высшей любви является любовь земная, любовь к женщине. Закономерно, что еще в начале своего творчества А. К. Толстой обращается к вечному в мировой литературе сюжету о Дон Жуане. Его драматическая поэма «Дон Жуан» рисует главного героя как подлинного рыцаря любви, и именно любовь открывает «чудесный строй законов бытия, явлений всех сокрытое начало»

 

Значительное место в поэтическом наследии А. К. Толстого занимает любовная лирика, циклы стихотворений, связанные с образом С. А. Миллер (Толстой). Это такие произведения, как «Средь шумного бала», «Колышется море», «Не верь мне друг», «Когда кругом безмолвен лес», «Что ты голову склонила», «Усни, печальный друг», «Не ветер, вея с высоты», «Минула страсть», «Слеза дрожит» и другие. Любовное чувство выражено Толстым психологически конкретно, точно и просто, иногда даже наивно, но одновременно и утонченно. Толстой разнообразен в формах выражения лирического чувства. Исследователем творчества А. К. Толстого И. Г. Ямпольским отмечено, что слова грусть, тоска, печаль, уныние наиболее часто употребляются поэтом при определении собственных любовных переживаний и переживаний возлюбленной поэта («И о прежних я грустно годах вспоминал», «И думать об этом так грустно», «И грустно так я засыпаю» и др.). В стихотворениях, стилизованных под народные песни, интонация, как правило, иная — удалая, страстная, в них с чувством любви неразрывно связано стихийное чувство свободы, независимости, безрассудности (стихотворения «Ты не спрашивай, не распытывай», «Коль любить, так без рассудку» и др.). 

 

Красотой для А.К. Толстого полон не только мир чувств человека, но и мир природы. Гимн земной красоте звучит в поэме «Иоанн Дамаскин»

 

Благословляю вас, леса, 
Долины, нивы, горы, воды! 
Благословляю я свободу 
И голубые небеса! 
И посох мой благословляю, 
И эту бедную суму, 
И степь от краю и до краю 
И солнца свет и ночи тьму, 
И одинокую тропинку 
По коей, нищий, я иду, 
И в поле каждую былинку, 
И в небе каждую звезду! 

 

Воссоздавая красоту природы, мира, поэт прибегает к звуковым, зрительным, осязательным впечатлениям. Важны для поэта осязательные впечатления. Сам он признавался: «Свежий запах грибов возбуждает во мне целый ряд воспоминаний. ...А потом являются все другие лесные ароматы, например, запах моха, древесной коры, запах в лесу во время сильного зноя, запах леса после дождя... и так много других..., не считая запаха цветов в лесу». В балладе «Илья Муромец» он пишет:

 

Снова веет воли дикой 
На него простор, 
И смолой и земляникой 
Пахнет темный бор.

 

Часто, особенно в ранних произведениях (преимущественно в 1840–1850-е годы), картины природы в поэзии А. К. Толстого сопровождались историческими и философскими размышлениями. Так в знаменитом стихотворении «Колокольчики мои» поэтическая картина природы сменяется раздумьями лирического героя о судьбе славянских народов:

 

Громче звон колоколов, 
Гусли раздаются, 
Гости сели вкруг столов, 
Мед и брага льются, 
Шум летит на дальний юг 
К турке и к венгерцу — 
И ковшей славянских звук 
Немцам не по сердцу!

 

Стихотворение становится современным, сопряженным с раздумьями русской интеллигенции о единстве славянских народов. В более позднем периоде творчества пейзаж в поэзии А. К. Толстого будет самостоятельной и самоценной картиной, лишенной декоративной яркости, непритязательной, реальной, скромной. Ежедневное, будничное по-пушкински поэтически преображается А. К. Толстым:

 

«Натяге»

Сквозит на зареве темнеющих небес 
И мелким предо мной рисуется узором 
В весенние листы едва одетый лес, 
На луг болотистый спускаясь косогором. 
И глушь и тишина. Лишь сонные дрозды 
Как нехотя свое доканчивают пенье; 
От луга всходит пар... 

 

Пейзажные зарисовки часто смыкаются в произведениях А. К. Толстого с балладными мотивами. В стихотворении «Бор сосновый в стране одинокой стоит» характер пейзажа имеет балладные черты – ночной бор, погруженный в туман, шепот ночного ручья, неясный свет месяца и т. д. Строка «Я люблю в том бору вспоминать старину» навевает мысль о дальнейшем балладном развертывании сюжета, которого, однако, не происходит. 

 

Для поэзии А.К. Толстого характерен момент недоговоренности, недосказанности. «Хорошо в поэзии не договаривать мысль, допуская всякому ее пополнить по своему», – отмечал поэт в письме 1854 года к С. А. Миллер. Подобную недосказанность, неисчерпаемость мысли, чувства можно отметить в стихотворениях «По гребле неровной и тряской», «Земля цвела» и др. В балладе «Алеша Попович» поэт напишет:

 


Песню кто уразумеет? 
Кто поймет ее словами? 
Но от звуков сердце млеет, 
И кружится голова.

 

Не    только   мир   красоты   становится    предметом    изображения   в   творчестве
А. К. Толстого. Миру красоты противопоставлен в его поэзии мир светских предубеждений, пороков, мир обыденности, с которым Толстой, как воин, но с «добрым мечом» вступает в сражение. Неслучайно в произведениях поэта часто появляются образы с военной атрибутикой: 

 

Двух станов не боец, но только гость случайный, 
За правду я бы рад поднять свой добрый меч.

 

Или: 

 

Господь меня готовил к бою, 
Любовь и гнев вложил мне в грудь, 
И мне десницею святою 
Он указал правдивый путь...

 

Мотивы открытого противостояния злу окружающего мира звучат в стихотворениях «Я вас узнал святые убежденья», «Сердце, сильней разгораясь от году до года» и др. Наиболее сильно, ясно, полемично звучат эти мотивы в стихотворении 1867 года «Против течения»

 

Правда все та же! 
Средь мрака ненастного 
Верьте чудесной звезде вдохновения, 
Дружно гребите во имя прекрасного 
Против течения!

 

В резкой форме мотивы неприятия всего того, что противно красоте, внутренней свободе звучат в юмористических и сатирических стихах А. К. Толстого.

 

Значительное место в поэтическом наследии А. К. Толстого занимают исторические баллады и былины. Причины, которые заставили поэта обратиться к историческим темам, многогранны. В юные годы Толстой работал в архивах Москвы и познакомился с реальными, живыми документами исторического прошлого России. Кроме того, новый подъем интереса к истории России характерен эпохе (предреформенной и пореформенной) второй половины XIX века. Западники и славянофилы, демократы и почвенники по-своему рассматривали вопросы исторической судьбы России, но интерес к истории отечества был присущ практически всем. Исторические взгляды A. К. Толстого были независимы от политических и литературных партий, своеобразная концепция    русской    истории    начала   складываться    в   мировоззрении   поэта
в 1840-х – начале 1850-х годов. «...Многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего», – считал А. К. Толстой. Исторические воззрения, выраженные А. К. Толстым как в балладах, так и в прозе (роман «Князь Серебряный») и в драматической трилогии, определяются во многом эмоциональным отношением писателя к условно называемым киевскому и московскому периодам русской истории. Поэт идеализирует домонгольский период истории Отечества, видит в нем выражение доблести народа, проявление нравственной свободы, демократического, справедливого государственного устройства. Древняя Русь домонгольского периода предстает в балладах А.К. Толстого как европейская держава, тесно связанная и находящаяся в родстве с многими европейскими государствами   («Песнь  о   Гаральде  и   Ярославне»).  Вл. Соловьев   отмечал,    что
А.К. Толстой «...славил, в прозе и стихах, свой идеал истинно русской, европейской и христианской монархии и громил ненавистный ему кошмар азиатского деспотизма». «Азиатский деспотизм» нашел, с точки зрения А. К. Толстого, наиболее яркое воплощение в так называемый «московский период» русской истории. «Ненависть моя к Московскому периоду – некая идиосинкразия, и мне вовсе не требуется принимать какую-то позу, чтобы говорить о нем то, что я говорю. Это не какая-нибудь тенденция, это – я сам». 

 

Первые баллады Толстого появляются в 1840-е годы. Самые ранние из них – «Курган», «Князь Ростислав». В балладе «Курган» нарисован романтически условный образ русского богатыря древнейших времен, о котором сохранились лишь смутная молва и легенды. Однако для поэта «ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает, как дерево ... и многое доброе и злое ... таит в себе корни в глубоких и темных недрах минувшего». В другой балладе поэт обращается к судьбе князя Ростислава, но его интересуют не исторические подробности, а трагическая судьба героя. 

 

В первых балладах А.К. Толстого сильно влияние баллад Лермонтова. Мотивы «Воздушного корабля» можно отметить в балладе «Курган», мотивы «Русалки» – в балладе «Князь Ростислав». 

 

Самой значительной из ранних баллад А. К. Толстого является «Василий Шибанов», в которой поэт впервые обращается к наиболее волновавшей его исторической эпохе – эпохе Ивана Грозного. На эту тему затем появятся баллада «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Ивана Грозного». Эпоха Грозного поразила Толстого своей трагичностью и сложностью. «При чтении источников, – отмечал писатель, – книга не раз у меня из рук и я бросал перо в негодовании не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования». Поиск положительных героев, которые могли противостоять деспотизму Грозного, привел А.К. Толстого к созданию таких характеров, как Василий Шибанов и князь Михаил о Репнин. Баллада «Василий Шибанов» основана     на     фактах,     отмеченных    в    «Истории    государства     Российского»
Н. М. Карамзина: бегство А. Курбского в Вельмар, письмо Курбского к Грозному, эпизод вручения письма Курбского Шибановым, мужественная смерть Шибанова. А. К. Толстой был поражен мужеством «раба» Шибанова и представил его в балладе как выразителя народной правды, идеального героя. В это время создается и баллада «Князь Михайло Репнин», в которой также нарисован облик мужественного, честного героя. Если Шибанов – «раб», то Репнин – аристократ, но оба они противостоят деспотизму царя и опричнине. 

 

В балладах, как часто и в других исторических жанрах, А. К. Толстой, подчиняясь художественным задачам, нарушает ряд исторических фактов. Например, в балладе «Князь Михайло Репнин» он переносит сцену убийства Репнина из церкви в царские палаты, убийство совершено не опричником, а самим царем. 

 

Во второй половине 1860-х – начале 1870-х годов появляются новые баллады на героические сюжеты из истории Новгородской и Киевской Руси. В 1867 году поэт написал балладу, по его собственному признанию, «лучшую из своих исторических баллад»«Змей Тугарин». Действие баллады происходит во врейя киевского князя Владимира. Змей Тугарин, принявший облик поэта, пророчит страшную судьбу Руси:

 

Но дни, погодите, иные придут, 
И честь, государи, заменит вам кнут... 
А вече — каганская воля! 
...И вот, наглотавшись татарщины всласть, 
Вы Русью ее назовете!

 

Владимир   и   его    богатыри   не   верят   в   предсказания    змея,   но,   с   позиции
А. К. Толстого, все пророчества сбылись в будущем, «...во всей этой пьесе сквозит современность, – отмечал автор – а потому я позволю себе не быть строгим историком и археологом». 

 

А.К. Толстой написал ряд баллад, названия которых соответствовали названиям русских былин: «Илья Муромец», «Садко» и др. Эти произведения, особенно баллада «Илья Муромец», имели широкий резонанс в публике. Так, Н. С. Лесков, создавая образ Ивана Флягина из повести «Очарованный странник», отмечает, что его герой напоминает Илью Муромца с картины Верещагина и из баллады А. К. Толстого.


Контрольные вопросы:

 

  1. В чем своеобразие любовной лирики А. К. Толстого?
  2. Какова роль пейзажа в лирике поэта?
  3. Каковы исторические интересы А. К. Толстого?
  4. В чем особенности исторических баллад поэта?


Реализм. И.А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа Обломова, истоки характера главного героя.

Русская литература XIX века

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика