Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 10 класс
  • История
  • Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода из кризиса. Страны Запада в 1930-е гг. США: «Новый курс» Ф.Рузвельта. Великобритания: национальное правительство

Конспект урока: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода из кризиса. Страны Запада в 1930-е гг. США: «Новый курс» Ф.Рузвельта. Великобритания: национальное правительство

История Новейшего времени

25.04.2024
5477
0

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. Великая депрессия. Пути выхода из кризиса

 

План урока

  • Особенности мирового экономического кризиса 1929–1933гг.
  • Пути выхода из кризиса
  • Либерально-демократические режимы
  • Тоталитарные  и авторитарные режимы. Фашистские диктатуры

Цели урока

  • знать причины и особенности мирового экономического кризиса; понятия «либерально-демократический режим», «тоталитарный режим», «авторитарный режим»
  • уметь устанавливать и  объяснять причины и последствия мирового экономического кризиса, как кризис коснулся мировые державы; анализировать статистические данные

Введение

В конце 1920х гг. в мире произошла экономическая катастрофа, которая затронула почти все страны мира – мировой экономический кризис. Этот период вошёл в историю как «Великая депрессия». Последствия кризиса ещё долгое время носили отголоски в той или иной сфере, но он послужил важным уроком на долгое время.

Особенности мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.

Рис. 1. Паника в операционном зале фондовой биржи США

В начале двадцатого столетия экономика США стремительно развивалась. В это время происходил переход от промышленного капитализма к монополистическому. Постепенно Европа уступала первенство Соединённым Штатам.

 

Первая Мировая война ещё более усилила процветание Америки. Ведь европейские страны в это время вели войну и испытывали на себе все её последствия, а США торговала, снабжала их товарами, и получала всё больше прибыли. Будущее казалось безоблачным, однако на самом деле вскоре всё изменилось. В 1929 г. начался всемирный экономический кризис, который оказал воздействие на весь мир, и в первую очередь нанёс удар по Соединённым Штатам.

 

Все началось с обвального падения акций на Нью-Йоркской фондовой биржи. Это событие произошло 24 октября 1929 года и вошло в историю как «Чёрный четверг». Событие «крах Уолл-Стрит» стало началом Великий депрессии (рис. 1).


 Основные причины кризиса:

  • нарушение традиционных мирохозяйственных связей в годы Первой мировой войны и после неё;
  • экономический бум 1920-х гг.;
  • биржевые спекуляции, предоставление не обеспеченных реальными товарами кредитов;
  • концентрация производства и капитала;
  • господство монополий в экономике западных стран и искусственного поддержания ими высокого уровня цен.

Рис. 2. Очередь в банк American Union во время Великой депрессии

Когда Великая депрессия вступила в активную фазу, начали массово разоряться банки (рис. 2). За период с 1930 по 1933 гг. прекратили существование девять тысяч учреждений. Развивающийся финансовый и экономический кризис возник на основе перепроизводства. Экономика создала столько товаров, что их оказалось некому покупать, ведь у населения в целом не было достаточной для этого суммы денег. 

 

Вслед за Штатами под ударом оказались экономики ведущих стран Европы (кроме СССР), Латинской Америки, Азии и Африки.

Пути выхода из кризиса

Экономисты искали объяснение столь глубокого кризиса и пути выхода из него как методом проб и ошибок, так и с помощью теории. В центре стоял вопрос о роли государственного регулирования в экономике.

 

Противостояли две крайние позиции: с одной стороны, сторонники свободной рыночной экономики с традиционной либеральной точкой зрения о невмешательстве государства в экономическую жизнь, с другой — приверженцы жёсткого государственного регулирования, в частности использования опыта мобилизации экономики периода Первой мировой войны. Коммунисты считали, что произойдёт крах капитализма, поэтому нужно переходить на командную экономику.

Рис. 3. Джон Мейнард Кейнс

Одним из спасителей мира от кризиса был английский экономист Джон Мейнард Кейнс (рис. 3). В своих выкладках Кейнс не побоялся бросить вызов самим основам капитализма, гласящим, что нет ничего эффективнее свободного рынка, который в краткосрочной или среднесрочной перспективе способен сам решить все вопросы, включая полную занятость, если работники будут гибкими в своих требованиях по заработной плате. Да и баланс спроса и предложения наступает автоматически. Кейнс считал, что необходима государственная стратегия на макроэкономическом уровне, в частности, надо стимулировать адекватный совокупный спрос (общие расходы в экономике), чтобы снизить безработицу. Требовалась продуманная фискальная и кредитно-денежная политика для смягчения негативных последствий спадов и кризисов. Экономические апокрифы утверждают, будто Кейнс однажды заявил, что для борьбы с безработицей и стимулирования совокупного спроса нет ничего плохого в том, чтобы некоторое количество рабочих раскапывало ямы, а другая группа тут же закапывала их, и все при этом получали деньги, лучше — из госбюджета. Это, конечно, байка, но она довольно верно, хотя и крайне грубо, описывает предлагаемые Джоном Мейнардом методы.

У Кейнса было немало последователей, что вылилось в экономическое течение «кейнсианство».

 

Один из главных вопросов по прежнему оставался открытым: какова степень и формы государственного регулирования, государственного вмешательства в экономику, в рыночные отношения, повседневную жизнь общества и человека. Для Европы ХХ века характерны три политических режима: демократический, авторитарный и тоталитарный. 

Либерально-демократические режимы

В ряде стран демократический либеральный режим стал способом преодоления экономического кризиса, решения всех общественных проблем. К числу государств, в которых утвердился демократический режим, относились: Англия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Канада.


Либерально-демократический режим — основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и обеспечение граждан широким кругом прав и свобод. 


В начале 30-х годов либерально-демократические режимы в странах Европы и США приобрели некоторые новые особенности: 

  • в каждом из демократических государств была создана собственная система социального обеспечения. Государство покрывало расходы на пособия для малоимущих, затрачивало средства на преодоление последствий безработицы, организовывало общественные работы с целью увеличения занятости населения. Таким образом, государство сглаживало общественные противоречия, неравенство в доходах граждан путём социальных реформ;
  • расширилось государственное регулирование трудовых отношений. В большинстве государств рабочий класс был самым многочисленным, составлял основу общества, поэтому власти стремились удовлетворить требования рабочих. В демократических государствах были расширены права профсоюзов, приняты меры по урегулированию конфликтов между рабочими и работодателями.
  • в США, Канаде, Франции и других демократических странах развернулось женское движение за расширение прав. Так в 1918 году по всей Европе началось движение за женское избирательное право, и к 1919 году американки, англичанки и жительницы Нидерландов отстояли своё право принимать участие в выборах наравне с мужчинами.

Тоталитарные и авторитарные режимы. Фашистские диктатуры 

Многие европейцы разочаровались в институтах демократии и свободном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей в ходе Первой мировой войны и в послевоенные годы. В Италии и Германии, в отличие от США, Великобритании и Франции, где выход из кризиса был найден в условиях сохранения демократии, кризисная ситуация привела к утверждению диктатур и возникновению тоталитарных режимов.


Тоталитарный режим — антидемократический режим, при котором устанавливается полный контроль государства над человеком, ликвидированы все признаки гражданского общества, отсутствует оппозиция, осуществляются репрессии.



Для тоталитаризма характерна целостность всех структур социального бытия: общества, государства, партии, личности. Руководство государства ставило перед обществом глобальную цель, которую необходимо было достичь любыми средствами, невзирая на трудности и жертвы. Такой целью могло быть осуществление идеи величия нации, создание тысячелетней империи или достижение всеобщего блага. Это предопределило агрессивную природу тоталитаризма. 

 

Тоталитарный режим не мог обойтись без постоянного поиска врага, необходимость борьбы с которым предопределяла ограничение демократии и материальных потребностей людей.

 

Первый тоталитарный режим в Западной Европе сформировался в Италии. В 1922 г. сторонники лидера фашистов Бенито Муссолини совершили «поход на Рим», названный позже «фашистской революцией».

Рис. 4. Выступление А. Гитлера на съезде НСДАП

Экономический и политический кризис в послевоенной Германии был глубже и тяжелее, чем в других европейских государствах. Этой ситуацией воспользовалась крайне националистическая расистская организация, именовавшая себя Национал-социалистической рабочей партией Германии (НСДАП). Её возглавил бывший фронтовик А. Гитлер (рис. 4). В программе партии главными врагами государства назывались представители крупного капитала, выдвигались антисемитские и «патриотические» лозунги, содержались требования экспроприировать нетрудовые доходы, передать государству монополистические концерны, обобществить и передать мелким торговцам универсальные магазины, крестьянам — помещичьи земли. Заявлялось, что эти пункты программы могут быть претворены в жизнь только путём установления власти НСДАП и её вождя — Гитлера. 

 

Большого влияния на немецкое общество нацисты добились в годы мирового экономического кризиса.

 

В отличие от тоталитарное режима, авторитарный был несколько мягче и утвердился в таких странах как Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия, Литва, Латвия, Польша.


Контрольные вопросы

 

1. Назовите главные проявления мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.

2. Почему кризис поставил на повестку дня проблему государственного регулирования рыночной̆ экономики? Что предлагал английский̆ экономист Дж. Кейнс?

3. Какие типы политических режимов существовали в Европе?


Предыдущий урок
Вторая мировая война 1943-1945 гг.
История Новейшего времени
Следующий урок
Первая мировая война 1914-1918 гг.
История Новейшего времени
Поделиться:
  • Системы показательных уравнений и неравенств

    Алгебра

  • Обрабатывающая промышленность мира

    География

  • Мейоз

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке