Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Культурное пространство в годы войны. Образование, здравоохранение и наука в годы войны

История России 20 века

Культурное пространство в годы войны

 

План урока

  • Летопись культурных утрат
  • Юрий Борисович Левитан
  • Литература в годы Великой Отечественной войны
  • Киноискусство
  • Музыка
  • Живопись и скульптура

Цели урока

  • Знать биографии и труды знаменитых писателей и поэтов времён ВОВ, историю главных музыкальных произведений военного времени и достижения советского кинематографа 1940-х гг.
  • Уметь определять информационную ценность кинематографа; приводить примеры для подтверждения вывода; использовать художественные произведения для составления типологической характеристики советского человека.

Основные личности:

 

  • Ю. Б. Левитан
  • М. А. Шолохов
  • А. Т. Твардовский
  • К. М. Симонов
  • Н. С. Тихонов
  • А. А. Фадеев
  • И. А. Пырьев
  • Ф. М. Эрмлер
  • Н. С. Тихонов
  • О. Ф. Берггольц
  • А. А. Сурков
  • М. В. Исаковский
  • В. И. Лебедева-Кумач
  • А. В. Александров
  • Клавдия Шульженко
  • А. А. Пластов
  • Кукрыниксы
  • К. Ф. Юон
  • А. А. Дейнека
  • П. Д. Корин
  • Е. Е. Вучетич

Введение

Великая Отечественная война в корне изменила жизнь страны. Определяющим становится лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!». Уже с первых дней войны все достижения культуры, науки и техники были поставлены на службу победе, защите Отечества. Добровольцами на фронт уходили музыканты и художники, профессора и студенты. Свыше 2 тыс. работников Академии наук СССР сражались с оружием в руках на фронтах, в партизанских соединениях, отрядах народного ополчения.

 

Летопись культурных утрат 

 

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий ожжены, разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома-музеи Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, А. С. Пушкина в Михайловском, П. И. Чайковского в Клину, И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т. Г. Шевченко в Каневе, А. П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.

Рис. 1. Софийский собор в Новгороде после бомбежек Рис. 1. Софийский собор в Новгороде после бомбежек

Многие художественные ценности спасти не удалось. От бомбежек и артобстрелов пострадали десятки древних русских городов, в том числе Киев, Смоленск, Псков, Новгород. Разрушению подверглись 3 тысячи памятников архитектуры. Пострадал древнейший памятник новгородской архитектуры Софийский собор. Большой ущерб был нанесен памятникам архитектуры Ленинграда. От обстрелов пострадали Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Зимний и Таврический дворцы, здание Биржи, Русский музей, Александрийский театр, Казанский и Исаакиевский соборы (Рис. 1).

Юрий Борисович Левитан

 

Ещё до войны к голосу Левитана привыкли миллионы радиослушателей. А все годы Великой Отечественной войны страна с замиранием сердца слушала сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего в исполнении Юрия Левитана. Именно ему было доверено объявить о взятии Берлина и о Победе (Рис. 2).

 

Как-то генерал Черняховский сказал: «Голос Юрия Левитана был равносилен целой дивизии». Что такое Левитан для нашей страны, понимали не только друзья. Гитлер лично отдал приказ, чтобы после взятия Москвы первым повесили Левитана.

Рис. 2. Юрий Борисович Левитан Рис. 2. Юрий Борисович Левитан

У Гитлера были свои списки врагов и очерёдность расправы с ними. И, как ни странно, по легенде, Сталин в этом списке проходил под номером 2, а первую строчку занимал Юрий Левитан. За его голову была обещана баснословная сумма. По одним данным, это 100 тысяч марок, по другим – 200 тысяч. И пусть это только красивая легенда, но она очень правдоподобна и подчеркивает, какую угрозу представлял простой диктор даже для такого могущественного врага.

 

В народе был популярен анекдот: «У Сталина спросили: "Когда будет победа?" "Когда объявит Левитан", – отвечал Верховный Главнокомандующий». И вот 9 мая 1945 г. Левитан зачитал долгожданную сводку о Победе…

 

Окончание войны стало важным этапом его деятельности, которая продолжалась ещё почти сорок лет. Все важные правительственные заявления, репортажи с Красной площади и из Кремлёвского Дворца Съездов по-прежнему оставались его главной работой. Именно Юрий Борисович сообщил всей стране о смерти Сталина и Брежнева, а также о полёте в космос Юрия Гагарина.

Умер Левитан от сердечного приступа практически на рабочем месте – во время встречи с ветеранами. В Москве с Левитаном пришли проститься десятки тысяч человек. Похоронен великий советский диктор на Новодевичьем кладбище Москвы.

 

Литература в годы Великой Отечественной войны

Рис. 3. Военный кореспондент Рис. 3. Военный кореспондент

Искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. Военными корреспондентами работали М. А. Шолохов, А. Т. Твардовский, К. М. Симонов, Н. С. Тихонов, А. А. Фадеев. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза. В годы войны были опубликованы быстро ставшие популярными повести М. А. Шолохова «Наука ненависти» и главы его романа «Они сражались за Родину», поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», стихи Н. С. Тихонова, К. М. Симонова, О. Ф. Берггольца, А. А. Суркова, М. В. Исаковского и другие. В это тяжелое для страны время советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л. М. Леонова «Нашествие», К. М. Симонова «Русские люди», Е. Е. Корнейчука «Фронт». Для культурного обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, даже специальные фронтовые театры (Рис. 3).

Киноискусство

 

В области кино особое внимание уделялось производству киножурналов документальных фильмов. Кинодокументалисты наиболее оперативно откликались на события. Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых «Секретарь райкома» И. А. Пырьева, «Два бойца» Л. Д. Лукова, «Она защищает Родину» Ф. М. Эрмлера. 

 

Немногое было снято кинохроникерами на военных дорогах 1941 г. Ростовский кинооператор Г. Попов снял взрыв моста через Днестр. М. Трояновский зафиксировал на пленке уничтожение заводов и уход мирных жителей из городов, оставляемых Красной Армией. Кинооператорам Б. Макасееву, Е. Мухину и Н. Самгину довелось снимать в августе 1941 г. горестную картину эвакуации мирного населения Украины. С осени 1941 г. характер изображения войны во фронтовых кинорепортажах начинает медленно изменяться. Поначалу киносюжеты фронтовых операторов напоминали по своему стилю военные сводки. Новое в характере изображения войны возникло, когда фронт подошел к крупнейшим центрам страны, и население приняло участие в защите своих городов. Съемки обороны городов-героев сыграли особую роль в развитии советской публицистики.

Рис. 4. Фильм “Разгром немецких войск под Москвой” Рис. 4. Фильм “Разгром немецких войск под Москвой”

В ноябре 1941 г. Сталин решил начать снимать документальный фильм о боях под Москвой. «Разгром немецких войск под Москвой. Кинохроника 1941–42». Были определены два режиссёра: Леонид Варламов и Илья Копалин. В съёмках участвовали пятнадцать фронтовых операторов, в том числе Роман Кармен и Анатолий Крылов (Рис. 4).

 

23 февраля 1942 г. картина вышла на экран. Фильм получил Сталинскую премию. Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован (в этом варианте фильма присутствует генерал Власов). Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). 

 

Фильм получил от Национального совета кинокритиков США премию за лучший документальный фильм в 1942 г., а в 1943 г. – первый в СССР «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».


Что вы знаете о советском кинематографе времён войны? Какие фильмы военных лет вы видели? Какое впечатление они произвели на вас? Насколько реально кинокартины отражали события войны? 


Музыка 

 

В годы войны была создана седьмая симфония Д. Д. Шостаковича. Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осажденном фашистами Ленинграде. Финал симфонии был завершен в декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве. «Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию» – таков был эпиграф к этому произведению.

 

Одним из ведущих жанров в музыке во время войны стала лирическая песня. «Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь» и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. Подлинным гимном народной войны стала песня В. И. Лебедева-Кумача и А. В. Александрова «Священная война».

 

В один из июньских дней 1941 г. на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР запели новую песню. Ее чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз. 


Весна 1942 г. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли... И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня. Потом раздался сильный взрыв и обломки скалы завалили пещеру... Не сдались советские воины ненавистному врагу. 


473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны.

 

«Синий платочек» (Музыка Е. Петербургский, слова Я. Галицкий)

 

Весной 1940 г. В московском театре «Эрмитаж» проходили гастроли известного польского оркестра. Композитор исполнил совсем недавно записавшую мелодию. Присутствовавший на концерте поэт и драматург Я. Галицкий обратил внимание на это яркое звучание и сразу записал в своём блокноте возникший текст:

Рис. 5.  Клавдия Шульженко Рис. 5.  Клавдия Шульженко

«Синенький, скромный платочек

Падал с опущенных плеч…   

Ты говорила, что не забудешь  

Ласковых, радостных встреч…».

 

А через несколько дней песня уже была готова. «Синий платочек» включила в свой репертуар молодая певица Клавдия Шульженко (Рис. 5).

Рис. 6.  Выступление Лидии Руслановой 1941 г. Рис. 6.  Выступление Лидии Руслановой 1941 г.

За время войны на фронте побывало около 4 000 артистических бригад, в которых было занято 42 000 творческих работников. Ставились «Русские люди», «Парень из нашего города» и «Жди меня» К. Симонова, комедии А. Н. Островского, «Недоросль» Фонвизина, «Женитьба Фигаро» Бомарше, оперы «Евгений Онегин», «Борис Годунов». Часть театров была эвакуирована. В них с успехом шли пьесы «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, в которых раскрывались источники высокого морального духа народа, героизм воинов Советских Вооруженных Сил в борьбе с врагом. Денежные средства с постановок шли в Фонд обороны, на нужды фронта (Рис. 6). 

Живопись и скульптура

 

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Л. А. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944 г.) создает образ героя, близкий Василию Теркину (Рис. 7). 

 

С первых дней войны по примеру «Окон РОСТа» начинают выходить «Окна ТАСС». Из мастеров старшего поколения в «Окнах ТАСС» сотрудничали М. М. Черемных, Б. Н. Ефимов, Кукрыниксы – союз трех художников М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура «Потеряла я колечко...» (а в колечке 22 дивизии) – на разгром немцев под Сталинградом (1943 г.). 

Рис. 7. Плакат “Дойдем до Берлина” Л. А. Голованова Рис. 7. Плакат “Дойдем до Берлина” Л. А. Голованова

В живописи военных лет в первую очередь развивается жанр портрета. Создавались как предельно скромные, так и парадные, даже патетические портреты, как, например, портрет маршала Г. К. Жукова работы П.Д. Корина (1945 г.). В этом жанре в годы войны много работает П. П. Кончаловский. Он создает жизнелюбивые оптимистические характеры в своей обычной декоративной, насыщенной цветом манере. Особой значительностью, монументальностью образа отличаются написанные в годы войны М. С. Сарьяном портреты интеллигенции (академика И. А. Орбели, 1943 г.; композитора А. И. Хачатуряна, 1944 г.; писательницы М. С. Шагинян, 1944 г. и других). 

 

В 1941–1945 гг. развиваются и бытовой, и пейзажный жанры, но они всегда связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А. А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в картине «Фашист пролетел» (1942 г.). 

В годы войны создаются и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром. Пример тому – картина К. Ф. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (1942 г.) (Рис. 8). 

Рис. 8.  «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» К. Ф. Юон Рис. 8.  «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» К. Ф. Юон

Батальный жанр разрабатывает А. А. Дейнека. Он создает большую панорамную композицию «Оборона Севастополя» (1942 г.) (Рис. 9).

Рис. 9. «Оборона Севастополя» А. А. Дейнека Рис. 9. «Оборона Севастополя» А. А. Дейнека

В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности – Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли («Бегство фашистов из Новгорода», 1944–1946 гг.) (Рис. 10).

Рис. 10.  «Бегство фашистов из Новгорода» Кукрыниксы Рис. 10.  «Бегство фашистов из Новгорода» Кукрыниксы

Рис. 11.  «Александр Невский» П. Д. Корин Рис. 11.  «Александр Невский» П. Д. Корин

П. Д. Корин создает триптих «Александр Невский» (1942–1943 гг.), в котором он соединяет исторические воинские мотивы с темами народных сказаний, с образами русской природы (Рис. 11). 

 

В скульптуре военных лет так же, как и в живописи, приоритетным является портретный жанр. Скульпторы стремятся, прежде всего, запечатлеть образ героя войны, сделать его правдивым. В. И. Мухина выполнила бюсты летчика-полковника И. Л. Хижняка, полковника В. Н. Юсупова, Н. Н. Бурденко. Большую роль сыграли опыты Мухиной с различными современными материалами, такими, как алюминий, цветная медь, стекло. Значительные образы создает С. Д. Лебедева (бюст А. Т. Твардовского, 1943 г.). Портреты героев Советского Союза выполнил Е. Е. Вучетич (портрет генерала И. Д. Черняховского, 1945 г.) (Рис. 12).

Рис. 12.  Бюст генерала Д. Черняховского Рис. 12.  Бюст генерала Д. Черняховского

Великое противостояние с германским фашизмом 1941–1945 гг. коренным образом изменило не только жизнь, но и строй мыслей советского человека, всколыхнув в его душе полузабытое чувство сопричастности к многовековой российской истории, обострив лучшие нравственные качества – любовь к родной земле, сострадание к ближним, верность в дружбе, самоотверженность. Искусство военных лет во многом восстановило «распавшуюся связь времен», воссоединив в непрерывную цепь отечественной истории героическое прошлое и настоящее, традиции и современность. Сохраните это в своей памяти.


Контрольные вопросы

 

1. Какие жанры искусства оказались наиболее востребованы в годы войны? Почему? Как произведения искусства способствовали объединению советского общества в борьбе с врагом? 

2. Какие черты характера советского человека нашли отражение в художественных произведениях военных лет? 


Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм

История России 20 века
  • В поисках путей модернизации. Европа меняющаяся

    История

  • Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века

    История

  • Экономическое развитие в XIX – начале ХХ века. Меняющееся общество

    История