Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

География природопользования

Природопользование и охрана природы

География природопользования

План урока

  1. Дать определение понятия «природопользование»;
  2. Изучить различия между рациональным и нерациональным природопользованием;
  3. Изучить методы рационального природопользования.

Цели урока

  1. Знать определение понятия «природопользования»;
  2. Уметь приводить примеры рационального природопользования;
  3. Знать методы рационального природопользования.

Разминка

  1. Существуют теории отказа от достижений цивилизации. Некоторые из них являются частью верований, какие-то представляют из себя самостоятельные течения, например анархо-примитивизм. Как вы считаете, если бы сейчас человечество отказалось от достижений цивилизации и вернулось к присваивающему типу хозяйства, возможно ли восстановление природной среды до того состояния, в котором она находилась до аграрной эпохи? Обоснуйте свою точку зрения.


Человечество на протяжении многих веков активно потребляло природные ресурсы, что привело к их значительному истощению. Хозяйственная деятельность стала причиной возникновения множества зон экологических бедствий. И только в XX веке люди стали задумываться о состоянии планеты, о последствиях нерационального использования ресурсов, о грядущих экологических катастрофах. 


Природопользование — сфера общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов. 


Различают рациональное (от лат. ratio — разум) и нерациональное природопользование. Характеризуются они следующим:

 

 

Особенности природопользования в странах мира в начале ХХI века:

 

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Небольшой рост объёмов производства  и сокращение  масштабов  загрязнения окружающей среды

Значительный рост объёмов производства  и существенное  увеличение масштабов  загрязнения окружающей среды

Неравномерный рост объёмов производства  и различные тенденции к изменениям  масштабов загрязнения окружающей среды

Западная Европа (Германия, Великобритания, Швейцария, Дания, Бельгия и др.)

Восточная Азия (Китай и др.), Южная Азия (Индия и др.), Юго-Западная Азия (Иран и др.)

Большинство стран мира

 

Масштабы  изменения человеком природы колоссальны.  Более 1/5  по-верхности суши принципиально изменилось, а примерно на 70% заметны отрицательные  результаты человеческой  деятельности.  В большей или меньшей степени поменялся внешний облик всех территорий нашей планеты.

 

 

<strong>Рис. 3. Спутниковые снимки изменения лесопокрытых площадей в штате Рондония, Бразилия с 1975 (слева) по 2009 (справа) годы</strong> Рис. 3. Спутниковые снимки изменения лесопокрытых площадей в штате Рондония, Бразилия с 1975 (слева) по 2009 (справа) годы

Остро стоит проблема сокращения площади лесов, которые являются основным источником кислорода в атмосфере. Лесозаготовка, вырубка деревьев для освобождения территории под пашню, лесные пожары сократили лесопокрытые площади практически вдвое от первоначальных значений. В Африке сокращение лесов приводит к расширению зоны пустыни. 

 

Одной из глобальных проблем человечества является проблема нехватки пресной воды. Около четверти населения планеты ощущает эту нехватку, а в некоторых странах (преимущественно Юго-Западной Азии и Северной Африки) более половины жителей не имеют доступ к чистой питьевой воде.

 

Наряду с этим, ухудшилось состояние Мирового океана. Значительная часть акватории загрязнена бытовыми отходами и отходами нефтяной промышленности. Загрязнение и браконьерство привели к сокращению биологических ресурсов океана.

 

 

Существует несколько методов, способствующих рациональному природопользованию.

 

 


Вывод

Значимость природных ресурсов для развития человеческой цивилизации остаётся высокой. Сокращение количества и ухудшение качества многих из них заставляет задуматься об их сохранении. Несмотря на то, что ряд стран продолжает нерационально использовать ресурсы, большинство развитых стран мира пришли к выводу, что только глобальный переход на рациональное природопользование способен сохранить окружающую природную среду.



Контрольные вопросы 
 

1. Выберите два примера нерационального природопользования:

 

1) рекультивация земель в районах добычи угля;

2) использование природного газа вместо угля на ТЭС;

3) захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах;

4) комплексное использование добываемого сырья;

5) распашка земель вдоль склонов.

 

 

2. Выберите два примера рационального природопользования:

 

1) извлечение одного компонента при переработке полиметаллических руд;

2) сплав леса по рекам отдельными брёвнами;

3) избыточное орошение в засушливых районах;

4) создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях;

5) создание полезащитных лесополос в степной зоне.

 








 

Ответы

1. 3,5

2. 4,5 


Численность, воспроизводство, половой и возрастной состав населения

Население Земли и мира

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика